Питание Дети Услуги

Оао "смоленский авиационный завод". Оао "смоленский авиационный завод" Доступные вакансии в других компаниях с похожим видом деятельности, как у оао "смоленский авиационный завод"

    Акционерное общество «Смоленский авиационный завод»является одним из лидеров отечественной авиационной промышленности и специализируется на создании лёгких самолётов различного назначения.
    Предприятие, созданное в 1926 году для ремонта самолётов и авиационных моторов, в послевоенные годы перешло к производству авиационной гражданской техники и техники двойного назначения.

    Наиболее значимые проекты завода связаны с участием в производстве:

    • самолётов Як-40, Як-42, Як-18Т;
    • многоразового воздушно-орбитального самолета «Буран»;
    • высотного самолета М-55 «Геофизика»;
    • легкого многоцелевого самолета СМ-92 «Финист» и его патрульной версии СМ-92П для Федеральной пограничной службы РФ;
    • учебно-тренировочного (учебно-боевого) самолета Як-130;
    • дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА) типа «Пчела» для комплекса воздушной разведки «Строй-П».
    В настоящее время АО «СмАЗ» выпускает следующую продукцию оборонного и двойного назначения:
    • ракета Х-59 для ракетного комплекса «Овод-М»;
    • лёгкие самолёты различного назначения;
    • беспилотные дистанционно-управляемые летательные аппараты;
    • летающие мишени;
    • агрегаты для фронтовой авиации.

    Сегодня коллектив предприятия продолжает разрабатывать новые летательные аппараты, производит запасные части к самолётам, занимается ремонтом и сервисным обслуживанием авиационной техники.

    Генеральный директор - Никольский Сергей Григорьевич

    История акционерного общества «Смоленский авиационный завод» началась в 1923 году, когда командующий войсками Западного фронта Михаил Тухачевский в своём письме от 12 апреля 1923 года просил Смоленский Губисполком оказать помощь в скорейшем оборудовании Смоленского аэродрома, а также отвести помещения Ремвоздухмастерским № 2, которые будут развернуты в авиационный завод.

    В 1924-25 гг. управлением Промвоздуха был разработан проект постройки в Смоленске ремонтно-авиационного завода, а в конце 1925 года началось строительство, которое велось под руководством А. Д. Муратова. В течение 1925-26 гг. были выстроены цеха первой очереди: слесарно-механический, деревообделочный, обойный, малярный, моторный, сборочный, электростанция и сушилка. Первым управляющим завода был назначен М. В. Бавтуто.

    8 ноября 1926 года состоялось торжественное открытие Смоленского ремонтно-авиационного завода № 3. Этот день стал официальной датой образования предприятия. В том же году была отремонтирована и сдана в эксплуатацию первая партия самолетов и двигателей.

    Постепенно завод переходит от единичного ремонта самолетов к серийному. Вводятся в эксплуатацию новые цеха, в которых ремонтируются самолеты Р-1, И-2, И-3, Р-5, Р-6, ТБ-1, моторы М-5, М-11, М-17 и М-34. В 1928 году предприятие стало называться «Завод № 35 СССР».

    28 мая 1934 года приказом по Главному авиационному управлению Наркомтяжпрома № 28/182 с завода № 39 им. Менжинского на завод № 35 было переведено Бюро особых конструкций (БОК), основным направлением работ которого было создание летательных аппаратов для стратосферных и сверхдальних полетов. Главным конструктором предприятия был утвержден В. А. Чижевский.

    Первой работой бюро стала модернизация гондолы от стратостата «СССР-1» с целью ее использования на стратостате «СССР-1 бис», совершившем полет 26 июня 1935 года. В дальнейшем в Смоленске были разработаны и построены первый отечественный стратоплан БОК-1 с гермокабиной, самолет схемы «летающее крыло» БОК-5, экспериментальный высотный самолет БОК-7, рекордный самолет БОК-15 для кругосветного перелета, гондолы стратостатов «СССР-2» и «СССР-3».

    В феврале 1938 года БОК переводится из Смоленска в посёлок Подлипки (Московская область) и вводится в состав КБ-29.

    Зимой 1937-1938 гг. заводу № 35 было поручено изготовить несколько экземпляров облегченного варианта серийного самолета Р-5 для снятия с дрейфующих льдов группы И. Д. Папанина. В составе экспедиции на ледоколе «Таймыр» находился сборщик-механик М. А. Елисеев, который обеспечивал эксплуатацию приспособленных для арктических полетов Р-5. В апреле 1938 года он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, став первым орденоносцем среди смоленских авиастроителей.

    В 1938-1939 гг. завод освоил ремонт самолетов СБ, И-15, И-16, моторов М-100, М-25. С 1939 по 1941 год предприятие готовилось к крупносерийному выпуску новейших для того времени самолетов Ил-2, но начавшаяся война сорвала эти планы. Фронт быстро приближался к Смоленску, и все производственные мощности были эвакуированы. Уже 7 июля 1941 года первые смоленские работники были зачислены в штат строившегося в г. Куйбышеве завода № 122. Они составили 90% квалифицированной рабочей силы нового предприятия. Оборудование и оснастка завода № 35 по Ил-2 позволили практически в чистом поле приступить к выпуску боевых самолетов. В октябре 1941 года заводы № 35 и № 122 вошли в состав завода № 1, эвакуированного из Москвы (ныне самарский завод «Прогресс»).

    25 сентября 1943 года советские войска освободили Смоленск. Территория завода была разрушена до основания: из 23-х крупных производственных зданий не осталось ни одного, общий ущерб составил 46 млн. руб. Благодаря инициативе директора завода М. А. Филатова 3 февраля 1944 года вышло постановление Государственного комитета обороны, а 10 марта 1944 года – приказ № 181 НКАП об организации на базе бывшего самолетостроительного завода № 35 в г. Смоленске завода по ремонту самолетов и моторов. Уже весной 1944 года под открытым небом был налажен ремонт самолетов Ил-2, Ла-5, Як-7, Ла-7. Восстановленные машины улетали прямо на фронт.

    В 1946-1947 гг. освоен ремонт самолетов Як-3, Як-9, Як-11 (за 3 послевоенных года отремонтировано около 400 машин), проводятся работы по переоборудованию в сельскохозяйственный вариант самолетов По-2.

    После окончания войны работы по ремонту самолетов и моторов постепенно сокращались и полностью прекратились в 1949 году. Завод приступил к выпуску аэродромного оборудования: лестниц-стремянок, самолетных колодок, подъемников, бензообогревателей, привязных ремней пилота, уголковых отражателей, лыж и запчастей к самолету По-2. Большими партиями производились стартовые тележки для запуска реактивных двигателей (в 1950-65 гг. поставлено более 6000 комплектов), специальные кузова на базе ЗИС-150 для прожекторных установок ЛУЧ-1 (в 1950 году выпущено 60 комплектов), установки для проверки гидросистем самолетов, бомбовые тележки. Возвращение из эвакуации квалифицированных рабочих и специалистов, восстановление цехов и оснащение завода позволили выполнить задание по выпуску планеров А-2 (в 1949-51 гг. выпущено более 200 шт.) и ВА-3/48, планеров-мишеней ПМ конструкции Г. И. Бакшаева.

    Приказом МАП № 352 от 3 июня 1954 года заводу было дано новое ответственное задание, которое в дальнейшем определило его профиль. В последующие годы коллектив завода освоил выпуск изделий, разработанных в ОКБ А. И. Микояна, В. Н. Челомея, С. В. Ильюшина, А. С. Яковлева, А. Я. Березняка, С. А. Лавочкина.

    В связи с этим были созданы новые виды производства: плазово-шаблонное, стапельное, агрегатно-сборочное, заготовительно-штамповочное. К 1956 году завод достиг довоенного уровня выпуска продукции.

    В 1960 году на заводе организовано специализированное электротехническое производство, где выпускались автоматические установки и наземные комплексы, системы электропитания и автоматического контроля, счетно-решающие устройства. В дальнейшем оно выделилось в самостоятельное предприятие (завод «Измеритель»).

    Завод участвовал в подготовке производства и изготовлении агрегатов самолета Ил-62. В Смоленске была выпущена опытная партия крыльев и оперения для Як-36.

    С 1965 года завод освоил серийный выпуск комплектов крыла для пассажирского самолета Як-40. Готовые крылья отправлялись на Саратовский авиационный завод, где производилась окончательная сборка самолетов.

    В 1966-1968 гг. для северных районов СССР были выпущены аэросани-амфибии разработки ОКБ А. Н. Туполева, поставлявшиеся и в Финляндию.

    С 1967 года на заводе налажено массовое производство сувенирной продукции (нагрудных знаков, юбилейных медалей и т.п.). В отдельные годы объем выпуска превышал 1 млн. шт.

    За освоение выпуска новой техники и перевыполнение заданий восьмой пятилетки Смоленский авиационный завод в 1971 году награжден орденом Трудового Красного Знамени.

    В 1972 году завод в сжатые сроки произвел подготовку и запуск в производство самолета Як-18Т, совершившего первый полет в мае 1973 года. До 1983 года было выпущено более 500 машин, эксплуатировавшихся всеми летными училищами Гражданской авиации СССР.

    В 1973-1974 гг. изготовлена опытная партия крыльев для спортивно-пилотажного самолета Як-50.

    В 1975 года коллектив завода досрочно изготовил комплект стреловидного крыла, оперения и мотогондол для самолета Як-42. Первый предсерийный самолет взлетел с аэродрома Смоленского авиазавода 26 октября 1976 года.

    До 1982 года завод выпускал как готовые Як-42, так и комплекты консолей крыла, поставлявшиеся в рамках сложившейся кооперации на Саратовский авиационный завод. Затем в Смоленске было сосредоточено только производство консолей крыльев и воздушных каналов среднего двигателя для Як-42.

    Начиная с 1980 года, на заводе развернуто изготовление крыла, хвостового оперения и сборочных элементов фюзеляжа многоразового воздушно-космического самолета «Буран».

    В 1984 году началась подготовка производства к выпуску высотного самолета М-55 «Геофизика», разработанного ЭМЗ им. Мясищева. Первый полет М-55 состоялся 16 августа 1988 году.

    В 1992 году на заводе организована доработка самолетов Як-40 в вариант Як-40Д с увеличенным объемом топливных баков под заправку 6 т топлива.

    В рамках конверсии налажено производство автоматизированных настилочных комплексов «Комета» и мерильно-браковочных машин МК-001РС для легкой и текстильной промышленности.

    В 1993 году для поставки на экспорт возобновилось производство самолетов Як-18Т, а также выпущена опытная партия легкомоторных самолетов Як-112 разработки ОКБ им. А. С. Яковлева.

    28 декабря 1993 году в Смоленске совершил первый полет легкий многоцелевой самолет СМ-92 «Финист», разработанный под руководством В. П. Кондратьева. На заводе развернуто его серийное производство. В 1995 году изготовлен патрульный вариант СМ-92П для ФПС РФ.

    В 1995 году также был выпущен опытный самолет СМ-94-1, представляющий собой модификацию Як-18Т.

    Завод принял участие в изготовлении первого опытного самолета Як-130, взлетевшего 26 апреля 1996 году.

    С 1996 года на предприятии производится комплексная доработка самолетов Як-40 в административный вариант, включающая в себя установку радиооборудования для полетов по международным линиям, оборудование салона бизнес-класса и наружную окраску полиуретановыми эмалями.

    В 1998 году за освоение и изготовление изделия «Пчела» работникам завода присуждена премия Правительства России в области науки и техники. А в 2000 году – медали «За заслуги перед Отечеством» 2-ой степени.

    В 2000 году совместно с ОКБ «Сухого» был создан сельскохозяйственный самолет СУ-38. Имея большой опыт строительства легких самолетов, специалисты завода параллельно с проработкой документации головного КБ внесли ценные предложения для оптимизации конструкции самолета и улучшения его летно-испытательных характеристик. В настоящее время налажено производство комплектов крыльев и оперения машины.

    В 2002 году коллектив предприятия участвовал в программах ЯК-130, ТУ-154М (изготовление законцовок крыла).

    В 2003 году на МАКС-2003 было представлено целое семейство новых самолетов: СМ-2000, СМ-2000П, СП-55М, СМ-92, СМ-92Т, изготовленных по проекту В.П. Кондратьева.

    Летом 2004 года начались испытания шестиместного гидросамолета СМ-92. Поплавковое шасси имеет амфибийный вариант, обеспечивающий посадку на грунтовые аэродромы и неподготовленные площадки.

    В мае 2004 года Указом Президента РФ предприятие включено в ОАО "Корпорация Тактическое ракетное вооружение". В 2004 году Смоленский авиационный завод участвовал В международных выставках «Гидроавиасалон-2004» и 3-м Международном Сибирском авиационно-космическом салоне «САКС-2004», где представлял направление легкой авиации.

Никольский Сергей Григорьевич

В 1974 году окончил Московское высшее техническое училище им. Баумана по специальности «Двигатели летательных аппаратов» (факультет «Энергомашиностроение»). Трудовую деятельность начал инженером в НПО «Энергия», г. Калининград Московской области.

С 1976 по 2005 гг. служил в Вооруженных Силах, в системе военных представительств ВВС. В 1984 году окончил Военно-воздушную инженерную академию5 им. проф. Н. Е. Жуковского. Прошел путь от младшего военпреда до Уполномоченного Управления Вооружения ВВС. Полковник запаса.

С 2005 по 2008 гг. - исполнительный директор, с 2008 г. - генеральный директор ОАО «Дубненский машиностроительный завод» им. Н. П. Федорова. С февраля 2012 г. - генеральный директор «Смоленского авиационного завода».

  • орден Почета;
  • медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (без мечей);
  • нагрудный знак «Почетный авиастроитель»;
  • знак Губернатора Московской области «За полезное»;
  • лауреат премии им. А. Я. Березняка.

Награжден более чем десятью другими медалями.

Главный бухгалтер

Гаврина Наталья Григорьевна

Гаврина Наталья Григорьевна начала свою трудовую деятельность на Смоленском авиационном заводе в 1970 году.

Наталья Григорьевна прошла все ступени служебной лестницы - от рядового статиста бухгалтерии до главного бухгалтера завода. В 1976 году без отрыва от производства окончила Всесоюзный заочный финансово-экономический институт по специальности «Статистика». С марта 1992г. и по настоящее время работает в должности главного бухгалтера.

Награждена:

  • почетной грамотой ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».
  • медалью ветерана труда

Заместитель генерального директора - коммерческий директор

Ломовских Виталий Сергеевич

В 1976 году окончил Московский авиационный институт по специальности «Летательные аппараты».

Трудовую деятельность на «Смоленском авиационном заводе» начал в 1983 году. Прошел путь от инженера-конструктора до заместителя генерального директора - коммерческого директора.

В. С. Ломовских возглавлял рабочие группы по разработке основных концепций и программ развития предприятия, в том числе плана финансового оздоровления АООТ «СмАЗ» в 1996 году. Его заслугой является внедрение на предприятии СФЭУ (система финансово-экономического управления) и 1С 8.2УПП.

Награжден:

  • нагрудным знаком «Почетный авиастроитель»;
  • медалью ФНПР «100 лет профсоюзам России».
  • почетной грамотой Администрации г. Смоленска
  • почетной грамотой Российского авиационно-космического агентства
  • почетной грамотой ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»
  • почетной грамотой Администрации Смоленской области и Смоленской областной Думы
  • медалью ордена «За заслуги перед Отечеством 2 степени»

Первый заместитель генерального директора - директор по производству

Ходунов Валентин Николаевич

Ходунов Валентин Николаевич начал свою трудовую деятельность на Смоленском авиационном заводе в 1984 году.

Без отрыва от производства окончил в 1987 году Смоленский авиационный техникум по специальности «Обработка металлов резанием», в 1999 году - Всесоюзный заочный политехнический институт по специальности «Технология машиностроения».

Валентин Николаевич прошел по ступеням служебной лестницы - от слесаря механосборочных работ до заместителя генерального директора - директора по производству.

В 2015 году присвоено звание "Заслуженный машиностроитель РФ"

Награжден:

  • почетной грамотой Смоленской областной Думы;
  • нагрудным знаком «Почетный авиастроитель»;
  • портрет Ходунова Валентина Николаевича занесен на Доску Почета Заднепровского района г. Смоленска.
  • памятной медалью "Шидловский Михаил Владимирович" - за содействие ветеранским организациям Дальней авиации.

Заместитель генерального директора - технический директор

Молотко Владимир Федорович

В 1979 г. окончил Киевское высшее военное авиационное инженерное училище по специальности «Вооружение пилотируемых летательных аппаратов».

С 1979 по 2002 гг. проходил службу в рядах Вооруженных Сил.

В 2002 году Молотко В. Ф. принят на ОАО «СмАЗ» в должности ведущего инженера по специальной техники. В настоящее время занимает должность заместителя генерального директора - технического директора. На должности заместителя генерального директора по специальной технике Молотко В. Ф. успешно решал технические вопросы, возникающие между ОАО «СмАЗ» и ОАО «ГосМКБ «Радуга им. А. Я. Березина».

Награжден Почетной грамотой Администрации г. Смоленска в 2008 г.

Заместитель генерального директора по режиму и персоналу

Остяк Владимир Григорьевич

В 1977 г. окончил Московский энергетический институт по специальности «Электроснабжение».

Остяк Владимир Григорьевич начал свою трудовую деятельность на Смоленском авиационном заводе в 1977 г. Владимир Григорьевич прошел путь от инженера-испытателя приборов и чувствительных элементов до заместителя генерального директора по режиму и персоналу.

Награжден:

  • почетной грамотой Российского авиационно-космического агентства;
  • почетной грамотой Корпорации «Тактическое ракетное вооружение»;
  • благодарственным письмом главы Администрации Заднепровского района г. Смоленска.
  • почетной грамотой Администрации г. Смоленска
  • почетной грамотой Администрации Смоленской области.

АО «Смоленский авиационный завод» (СмАЗ ) - авиастроительное предприятие , расположенное в Смоленске .

В советское время наряду с Саратовским авиационным заводом был одним из мест серийного производства разработок КБ Яковлева (спортивные Як-18Т , пассажирские Як-42). С 1990-х занимается собственными разработками, однако основной деятельностью завода в настоящее время является ремонт и техническое обслуживание ранее выпущенных лайнеров, поставка комплектующих для других авиационных предприятий. Входит в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение ».

Численность сотрудников на декабрь 2014 года составляет 2700 человек.

История

Наименования Смоленского авиационного завода:

В 1956-1985 годах на заводе работал Герой Социалистического Труда Анатолий Романов .

Деятельность

Идея организации в Смоленске авиазавода принадлежит М. Н. Тухачевскому . Будучи командующим войсками Западного фронта, он в письме от 12 апреля 1923 года просит Смоленский Губисполком оказать помощь в скорейшем оборудовании Смоленского аэродрома, а также отвести помещения Ремвоздухмастерским № 2, которые будут развернуты в авиационный завод. В 1924-1925 годах управлением Промвоздуха был разработан проект постройки в Смоленске ремонтно-авиационного завода, а в конце 1925 года началось строительство, которое велось под руководством А. Д. Муратова. В течение 1925-1926 годов были выстроены цеха первой очереди: слесарно-механический, деревообделочный, обойный, малярный, моторный, сборочный, электростанция и сушилка. Первым управляющим завода был назначен М. В. Бавтуто.

8 ноября 1926 года состоялось торжественное открытие Смоленского ремонтно-авиационного завода № 3. В том же году была отремонтирована и сдана в эксплуатацию первая партия самолетов и двигателей. Начальник Промвоздуха на заседании бюро ячейки ВКП(б) завода в июле 1927 года говорил: «Ремонтирует самолеты и моторы завод удовлетворительно, даже лучше старых авиазаводов». Постепенно завод переходит от единичного ремонта самолетов к серийному. Вводятся в эксплуатацию новые цеха, в которых ремонтируются самолеты Р-1 , И-2 , И-3 , Р-5 , Р-6 , ТБ-1 , моторы М-5 , М-11 , М-17 и М-34 .

28 мая 1934 года приказом по Главному авиационному управлению Наркомтяжпрома № 28/182 с завода № 39 им. Менжинского на завод № 35 было переведено Бюро особых конструкций (БОК), основным направлением работ которого, было создание летательных аппаратов для стратосферных и сверхдальних полетов. Главным конструктором завода № 35 был утвержден В. А. Чижевский .

Первой работой Бюро Особых Конструкций завода № 35 стала модернизация гондолы от стратостата СССР-1 с целью её использования на стратостате СССР-1бис, совершившем полет 26 июня 1935 года. В дальнейшем, в Смоленске были разработаны и построены первый в СССР стратоплан БОК-1 с гермокабиной, самолет схемы «летающее крыло» БОК-5 , экспериментальный высотный самолет БОК-7 , рекордный самолет БОК-15 для кругосветного перелета, гондолы стратостатов СССР-2 и СССР-3. Для ознакомления с экспериментальными самолетами и их испытаний на завод приезжают прославленные летчики: В. П. Чкалов, М. М. Громов, А. Б. Юмашев, П. Д. Осипенко, Г. Ф. Байдуков, П. М. Стефановский, С. А. Данилин, И. Т. Спирин, А. В. Беляков.

В феврале 1938 года БОК переводится из Смоленска в Подлипки Московской обл. и вводится в состав КБ-29.

Зимой 1937-1938 годов заводу было поручено изготовить несколько экземпляров облегченного варианта серийного самолета Р-5 для снятия с дрейфующих льдов группы И. Д. Папанина. В составе экспедиции на ледоколе «Таймыр » находился обеспечивавший эксплуатацию приспособленных для арктических полетов Р-5 сборщик-механик М. А. Елисеев. В связи с этим в апреле 1938 года он был награждён орденом Трудового Красного Знамени, став первым орденоносцем среди смоленских авиастроителей.

В 1938-1939 годах завод освоил ремонт самолетов СБ , И-15 , И-16 , моторов М-100, М-25. В 1939-1941 годах на заводе велась подготовка производства к крупносерийному выпуску новейших для того времени самолетов Ил-2 , но начавшаяся война сорвала эти планы. Фронт быстро приближался к Смоленску, и завод был эвакуирован. Уже 7 июля 1941 года первая часть эвакуированных работников была зачислена в штат строившегося в г. Куйбышеве завода № 122. Смоляне составили 90 % квалифицированной рабочей силы нового предприятия. Полностью вывезенные с завода № 35, оборудование и оснастка по Ил-2 позволили практически в чистом поле приступить к выпуску боевых самолетов. В октябре 1941 года коллективы заводов № 35 и № 122 вошли в состав завода № 1, эвакуированного из Москвы (ныне самарский завод «Прогресс»).

Более 500 работников завода ушли на фронт, многие работали в авиаремонтных полевых бригадах, некоторые выполняли задания в тылу врага.

25 сентября 1943 года советские войска освободили Смоленск. Завод был разрушен до основания: из 23-х крупных производственных зданий не осталось ни одного, общий ущерб составил 46 млн руб. Благодаря инициативе директора завода М. А. Филатова, 03 февраля 1944 года вышло постановление ГКО, а 10 марта 1944 года издан Приказ № 181 НКАП об организации на базе бывшего самолетостроительного завода № 35 в Смоленске завода по ремонту самолетов и моторов. Уже весной 1944 года под открытым небом был налажен ремонт самолетов Ил-2, Ла-5, Як-7, Ла-7. Восстановленные машины улетали прямо на фронт.

В 1946-1947 годах освоен ремонт самолетов Як-3 , Як-9 , Як-11 (за 3 послевоенных года отремонтировано около 400 машин), проводятся работы по переоборудованию в сельскохозяйственный вариант самолетов По-2 .

После окончания войны ремонт самолетов и моторов сокращается и полностью прекращается в 1949 г. Завод приступает к выпуску аэродромного оборудования: лестниц-стремянок, самолетных колодок, подъемников, бензообогревателей, привязных ремней пилота, уголковых отражателей, лыж и запчастей к самолету По-2. Выпускаются большими партиями стартовые тележки для запуска реактивных двигателей (в 1950-65 годы поставлено более 6000 комплектов), специальные кузова на базе ЗИС-150 для прожекторных установок ЛУЧ-1 (в 1950 г. выпущено 60 комплектов), установки для проверки гидросистем самолетов, бомбовые тележки. Возвращение из эвакуации квалифицированных рабочих и специалистов, восстановление цехов и оснащение завода позволили выполнить задание по выпуску планеров А-2 (в 1949-51 годах выпущено более 200 шт.) и ВА-3/48, планеров-мишеней ПМ конструкции Г. И. Бакшаева.

Приказом МАП № 352 от 03 июня 1954 года заводу было дано новое ответственное задание, которое в дальнейшем определило его профиль.

В 1954 году создаются новые цеха: плазово-шаблонный, стапельный, агрегатно-сборочный, заготовительно-штамповочный.

В 1956 году завод достиг довоенного уровня выпуска продукции.

В 1960 году на заводе организуется специализированное электротехническое производство - выпускаются автоматические установки и наземные комплексы, системы электропитания и автоматического контроля, счетно-решающие устройства. В дальнейшем оно выделилось в самостоятельное предприятие (завод «Измеритель»).

Завод участвовал в подготовке производства и изготовлении агрегатов самолета Ил-62 . В Смоленске была выпущена опытная партия крыльев и оперения для Як-36 .

С 1965 года завод осваивает серийный выпуск комплектов крыла для пассажирского самолета Як-40 . В 1966-1968 годах для северных районов СССР были выпущены аэросани-амфибии разработки ОКБ А. Н. Туполева, поставлявшиеся и на экспорт (в Финляндию).

С 1967 года на заводе налажено массовое производство сувенирной продукции (нагрудных знаков, юбилейных медалей и т. п.). В отдельные годы объём выпуска превышал 1 млн шт. За освоение выпуска новой техники и перевыполнение заданий восьмой пятилетки Смоленский авиационный завод в 1971 году награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В 1972 году завод в сжатые сроки произвел подготовку и запуск в производство самолета Як-18Т , совершившего первый полет в мае 1973 года. До 1983 года было выпущено более 500 машин, эксплуатировавшихся всеми летными училищами Гражданской авиации СССР.

В 1973-1974 годах изготовлена опытная партия крыльев для спортивно-пилотажного самолета Як-50 .

В 1975 году в честь XXV съезда КПСС коллектив завода досрочно изготовил комплект стреловидного крыла, оперения и мотогондол для самолета Як-42 . Первый предсерийный самолет взлетел с аэродрома Смоленского авиазавода 26 октября 1976 года.

До 1982 года завод выпускал как готовые Як-42, так и комплекты консолей крыла, поставлявшиеся в рамках сложившейся кооперации на Саратовский авиационный завод. Затем в Смоленске было сосредоточено только производство консолей крыльев и воздушных каналов среднего двигателя для Як-42.

Начиная с 1980 года, на заводе разворачивается изготовление крыла, хвостового оперения и сборочных элементов фюзеляжа многоразового воздушно-космического самолета «Буран ».

В 1984 году начинается подготовка производства к выпуску высотного самолета М-55 «Геофизика», разработанного ЭМЗ им. Мясищева. Первый полет М-55 состоялся в 16 августа 1988 году.

В 1992 году на заводе организована доработка самолетов Як-40 в вариант Як-40Д с увеличенным объёмом топливных баков под заправку 6 т. топлива. В рамках конверсии налажено производство автоматизированных настилочных комплексов «Комета» и мерильно-браковочных машин МК-001РС для легкой и текстильной промышленности.

В 1993 году для поставки на экспорт возобновлено производство самолетов Як-18Т, а также выпущена опытная партия легкомоторных самолетов Як-112 разработки ОКБ им. А. С. Яковлева.

28 декабря 1993 года в Смоленске совершил первый полет легкий многоцелевой самолет СМ-92 «Финист», разработанный под руководством В. П. Кондратьева. На заводе развернуто его серийное производство. В 1995 году изготовлен патрульный вариант СМ-92П для ФПС РФ .

В 1995 году был выпущен опытный самолет СМ-94-1, представляющий собой модификацию Як-18Т. Завод принял участие в изготовлении первого опытного самолета Як-130 , взлетевшего 26 апреля 1996 года.

С 1996 года производится комплексная доработка самолетов Як-40 в административный вариант, включающая в себя установку радиооборудования для полетов по международным линиям, оборудование салона бизнес-класса и наружную окраску полиуретановыми эмалями.

В 2000 году создан совместно с ОКБ «Сухого» сельскохозяйственный самолет СУ-38 .

В мае 2000 года возобновлено изготовление товаров народного потребления. Производится оборудование для легкой промышленности, широкий ассортимент складной металлической мебели и товаров для рыбалки.

В 2002 году завод принимает участие в программах «Як-130 » и «ТУ-154М » по изготовлению законцовок крыла.

6 марта 2002 года первый полет совершает СМ-92Т «Турбо-Финист» - семиместный самолет, предназначенный для перевозки пассажиров и грузов на региональных авиалиниях, для патрулирования, тренировки парашютистов.

В 2003 году ОАО «СмАЗ» представил на авиасалоне МАКС-2003 семейство новых самолетов, изготовленных по разработке ООО "НКФ «Техноавиа» (главный конструктор - В. П. Кондратьев): СМ-2000 , СМ-2000П, СП-55М, СМ-92, СМ-92Т «Турбо-Финист».

В мае 2004 года Указом Президента РФ предприятие включено в состав ОАО "Корпорация «Тактическое вооружение» ".

Летом 2004 года проведены испытания шестиместного гидросамолета СМ-92 на поплавковом шасси, обеспечивающем посадку на воду, и СМ-92 - амфибийный вариант, обеспечивающем посадку на грунтовые аэродромы и неподготовленные площадки.

Сентябрь 2004 года - завод принимает участие в Гидроавиасалоне- 2004.

В декабре 2004 года Смоленский авиационный завод участвует в III Международном Сибирском авиационно-космическом салоне «САКС-2004», где представляет направление легкой авиации.

В 2006 году ОАО «СмАЗ» выиграло конкурс на производство самолетов первоначального обучения, были заключены контракты на поставку самолетов Як-18Т 36 серии летным училищам гражданской авиации (изготовлено 60 и модернизировано 11 самолетов).

18 декабря 2008 года самолет СМ-92Т сертифицирован для пассажирских перевозок, получен сертификат типа Авиационного Регистра Межгосударственного Авиационного Комитета (АР МАК) № СТ294-СМ-92Т).

26 мая 2009 года создано совместное российско-чешское предприятие «CONSUL GROUP OF COMPANIES S.R.O» с участием фирмы «Orbis Avia», Чехия.

За постоянное участие в Международном авиационно-космическом салоне «МАКС» в 2013 году ОАО «СмАЗ» награждено дипломом и юбилейной медалью «МАКС 20 лет».

Примечания