Питание Дети Услуги

Проектно программная деятельность детских библиотек позволяет. Проектная деятельность библиотеки по поддержке чтения. Тематическое планирование занятий

В 2015 году общедоступные библиотеки Выборгского района продолжили работу над ранее начатыми проектами иреализовывали новые . Всего в библиотеках за год было реализовано 16различных проектов, велась работа по 26просветительским, экологическим, социально-культурным программам, в ходе которых состоялось около 2000 мероприятий.
Проекты и программы Межпоселенческой библиотеки
В отчетном году Межпоселенческая библиотека присоединилась к двум международным благотворительным проектам РГПУ имени Герцена: в первой половине года – это Проект «Мы все нуждаемся в любви», с июня по ноябрь – «Калейдоскоп улыбок». Идея проектов принадлежит Даше Окладниковой, студентке РГПУ им. Герцена, читательнице библиотеки с многолетним стажем. «У любого проекта есть цели, задачи и планируемый результат. Целью моей работы является создание новой книги. Задачей же является привлечение большого количества людей к процессу её создания. А результатом должна стать детская радость» - таковы были цели и задачи проектов, их определяла Даша. На протяжении года она, её однокурсники посещали Социальный Центр «Выборг», Областную туберкулезную больницу (г. Выборг), Федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение «Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха (колледж)» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, отделение дизайна (г. Павловск). Даша читала детям свои рассказы и сказки, они создавали рисунки, лучшие из которых вошли как иллюстрации в новые книги. К проектам присоединились студенты Лингвистического лицея М. Григолетти (Италия), преподаватели и школьники из Швеции – они переводили Дашины сказки на итальянский и английский языки. Участниками проекта стали также читатели Детской библиотеки г. Мезень, Архангельской области. Дети создали рисунки, которые вдохновили Дашу сочинить новую сказку - «Сказку о высокомерной козе и новогодних розах».

В рамках проекта «Мы все нуждаемся в любви» в библиотеке экспонировалась выставка фоторабот «Моя Италия, с любовью» преподавателя русского языка и литературы Лингвистического лицея М. Григолетти (Италия) Веры Ваховой. Эта выставка родилась по просьбе русских друзей В. Ваховой. Сказочная Венеция со своими пышными карнавалами стала вдохновительницей её фотопоисков. Некоторые фотографии сняты объективом монокль 50 мм и представляют фотоакварели, другие же обработаны в стиле виньетирования, чтобы передать волшебство этого праздника. Выставку в Библиотеке на Рубежной,18 посетило 217 человек .

События в рамках данных проектов нашли отражение на сайте Межпоселенческой библиотеки. По завершению проектов состоялись презентации книг в Библиотеке на Рубежно,18: в мае читателям была представлена книга «Притча о счастье», в ноябре – «Мольберт души».

Проект, реализованный совместно с детской библиотекой истории и культуры Петербурга в Межпоселенческой библиотеке «Над нами Красный крест».

13 мая в Библиотеке на Рубежной, 18 состоялось открытие передвижной выставки «Над нами Красный Крест». Выставка посвящена грандиозной эпопее по спасению почти тысячи петроградских детей, которые были отправлены из голодающего Петрограда на Урал и попали в пекло гражданской войны. Дети проделали огромный путь через всю Россию, от Петрограда до Владивостока, по транссибирской магистрали и КВДЖ. Затем на японском судне «Иомей Мару» они совершили путешествие через два океана, посетили Японию, Америку, Францию и Финляндию, откуда были переправлены через советско-финскую границу на родину. Поездом, пароходом, пешком и на лошадях, вновь пароходом и вновь поездом, - два с половиной года страданий. Сотрудники Красного Креста не только спасли петроградских детей от гибели, выходили, научили жить, но и вернули их родителям. Эту удивительную историю рассказала нашим читателям Ольга Ивановна Молкина, бабушка и дедушка которой познакомились в этом путешествии. На выставке представлены фотографии и реликвии из семейных и музейных собраний, фондов архивов и библиотек. Количество посетивших меропрития по проекту в период с 13 мая по 30 июня - 87 человек .

Партнерами Межпоселенческой библиотеки были также преподаватели и студенты Выборгского института (филиала) АОУ ВПО «ЛГУ им. А. С. Пушкина». «У войны не женское лицо» - это акция студентов в год 70-летнего юбилея Победы . Они подготовили литературно-музыкальную композицию и показывали её жителям города и района. В мультимедийном зале Межпоселенческой библиотеки состоялся показ для учащихся 9 а и 9 «Б» классов СОШ № 8 и для библиотекарей Выборгского района. Проникновенные стихи и музыка, сочинения на тему «Только бы не было войны» никого не оставили равнодушными.

Несколько лет в Межпоселенческой библиотеке действует культурно-просветительский проект «Пятничные встречи в Библиотеке на Рубежной, 18». Каждую пятницу читатели библиотеки встречаются списателями, поэтами, художниками, актерами, путешественниками, археологами, историками, краеведами. В рамках проекта проходят презентации книг, открытия творческих выставок, просветительские лекции, кинопоказы.

В минувшем году прошли встречи с писателем Евгением Борисовичем Белодубровским, Еленой Васильевной Конюховой, исполнительным директором Мемориальной библиотеки князей Голицыных (Санкт-Петербург), искусствоведом, историком, хранителем музеев «Царицын и Ольгин павильон» " (ГМЗ «Петергоф») Ольгой Пашинской, Александром Буровым, научным сотрудником Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург).

На одной из сентябрьских встреч в библиотеке прошло обсуждение судьбы Выборгского замка и других объектов культурного наследия. Перед собравшимися гостями библиотеки выступил депутат Законодательного собрания Ленобласти, член Попечительского совета Выборгского замка, а ныне директор, Владимир Цой.

Октябрьский цикл встреч посвящен 170-летию Русского географического общества. Гостями библиотеки стали художник и путешественник, обладатель звания «Выдающийся путешественник России» В.С. Кетов , сотрудник Ленинградского государственного областного архива Д. Кузьменко , рассказавший о русском путешественнике Гаврииле Сарычеве и его книге«Путешествия флота капитана Сарычева по Восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану в продолжение восьми лет», хранящейся в фондах ЛОГАВ.

На встрече с петербурженкой Екатериной Георгиевной Удаловой , внучкой В.Л. Альбрехта, слушатели узнали историю о спасении почти тысячи петроградских детей, отправленных в 1918 году из голодающего Петрограда на Урал, попавших в пекло гражданской войны и совершивших удивительное кругосветное путешествие через всю Россию, от Петрограда до Владивостока, по транссибирской магистрали и КВДЖ, посетивших Японию, Америку, Францию и Финляндию, откуда были переправлены через советско-финскую границу на родину.

«История Выборга в материальной культуре» - такой теме было посвящено одно из мероприятий Межпоселенческой библиотеки, где с жителями и гостями города встретился научный сотрудник института истории материальной культуры РАН Александр Смирнов. Летом 2015 года он в составе археологической экспедиции участвовал в раскопках на территории Выборгского замка, у башни Ратуши и старого Кафедрального собора.

В декабре состоялась лекция«Осада Выборга в 1706 году. Неизвестная осада Северной войны», старшего научного сотрудника «Выборгского музея-заповедника» Алексея Мельнова.

За год в рамках проекта прошло 28 мероприятий, которые посетило 764 человека.

С2012 года на базе Межпоселенческой библиотеки Выборгского района успешн реализуется проект «Бабушка и дедушка онлайн».

Цель проекта: массовое вовлечение граждан пожилого возраста в освоение информационно - коммуникационных технологий и государственных услуг электронного правительства.

Задачи: преодоление информационной и социальной изоляции пожилых людей; сохранение трудового и интеллектуального потенциала старшего поколения; преодоление у людей пожилого возраста психологического барьера перед новыми информационно-коммуникационными технологиями.

Курс по основам компьютерной грамотности для пожилых людей состоит из 14 занятий, продолжительность одного занятия - 2 часа. Занятия проходят два раза в неделю (вторник и четверг, с 15.00 до 17.00) и строятся с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ученика, учитывается наличие или отсутствие начальных навыков работы на компьютере.

В рамках проекта пожилые люди осваивают работу на компьютере, знакомятся с текстовыми редакторами и прикладными программами, овладевают навыками работы в сети Интернет, в том числе на портале государственных услуг, электронной почте и в социальных сетях.

Темы занятий:

За время работы проекта на базе библиотеки был создан компьютерно-консультционный центр, налажено взаимодействие с выборгским Комитетом социальной защиты населения, создана база данных выпускников курса, разработан график проведения курса консультаций. Сегодня на курсах в Межпоселенческой библиотеке занимаются группы из 10-12 человек. С начала работы проекта обучение на курсах прошли 16 групп - 180 человек (2015 год – 4 группы пенсионеров – 48 человек).

С 2010 года МБУК «Межпоселенческая библиотека Выборгского района» в партнерстве с Государственным Русским музеем работает по проекту «Русский музей: виртуальный филиал». Этодолгосрочная программа Государственного Русского музея по созданию в городах России и за рубежом интегрированной сети мультимедийных центров на базе научных, образовательных и методических разработок ведущих специалистов музея.

Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал» в городе Выборге состоит из двух зон: мультимедийного кинотеатра на 50 мест и информационно-образовательной зоны, оборудованной 6 компьютерами. В Мультимедийном кинотеатре для посетителей библиотеки проводятся:


  • коллективные просмотры фильмов из медиатеки

  • виртуальные экскурсии и путешествия;

  • интерактивные уроки и занятия с использованием ресурсов медиатеки;

  • мастер-классы и встречи с художниками;

  • цикл онлайн-лекций "Беседы об искусстве с Русским музеем" ;

  • информационное обслуживание индивидуальных посетителей.
С февраля 2014 года МБУК «Межпоселенческая библиотека Выборгского района» стала участником проекта Русского музея « Online-лекции в Мультимедийном центре Русского музея» , который включает в себя онлайн-трансляции лекций по теории и истории изобразительного искусства, тематические онлайн-встречи и консультации с сотрудниками Русского музея, проведение специализированных семинаров и конференций, организованных в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал». Онлайн-лекции проходят в формате видеоконференцсвязи между Русским музеем и Библиотекой на Рубежной, 18. В рамках проекта в 2015 году в библиотеке состоялось десять онлайн-трансляций лекций Русского музея по истории изобразительного искусства для взрослой аудитории библиотеки:

  • Февраль. «Символика древнерусского искусства»
Лекция посвящена символам древнерусского искусства, которые нашли свое отражение во многих памятниках X-XVII веков.

  • Февраль. «Великий князь Павел Петрович»
Лекция посвящена одноименной выставке, которая проходила в стенах Михайловского замка - любимого детища императора, в котором он был убит заговорщиками в ночь с 11 на 12 марта 1801 года. На лекции рассказывалось о детских и юношеских годах будущего императора Павла I. Материалы, связанные с биографией Великого Князя, впервые собраны в рамках специальной экспозиции, которая задумана как часть масштабного проекта «Сага о Романовых».

  • Март. Лекция О фестивале «Императорские сады России»
Лекция посвящена одноименной выставке садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры, которая проходит ежегодно в Михайловском саду в период белых ночей.

  • Март. «Платки и шали в русском народном костюме»
Живописные произведения в коллекции ГРМ, повествующие о жизни традиционного российского общества невозможно представить без изображения народного костюма. Красочные наряды крестьянок и купчих, дополненные яркими платками и шалями, запечатлены на полотнах Малявина, Рябушкина, Кустодиева, Нестерова и других художников. Во время лекции сотрудники отдела народного искусства рассказали о наиболее ценных произведениях и истории формирования коллекции Русского музея.

  • Апрель. «Шедевры музея Мордовии»
В ходе лекции была представлена галерея знаковых произведений талантливого художника-бытописателя деревни Ф. Сычкова, стоявшего у истоков мордовского профессионального изобразительного искусства

ОБЩЕБИБЛИОТЕЧНЫЕ ПРОГРАММЫ


«ЧИТАЙ, НОВОУРАЛЬСК!»

В последнее время наблюдается падение интереса к книге, печатному слову. Книга выходит из моды. Рыночные формы массовой культуры вытесняют книгу. Свое досуговое время люди чаще всего тратят не на чтение. Деловое чтение вытесняет чтение «для души».
В средствах массовой информации, в Интернет, на профессиональных встречах все чаще поднимается проблема снижения интереса к книгам и чтению, уменьшение числа читателей публичных библиотек.
Стимулирование чтения, возрождение и развитие интереса к книге среди всех слоев населения — насущная задача общества и в первую очередь библиотек, как учреждений культуры, непосредственно призванных популяризировать книгу.
Программа является обобщением работы структурных подразделений по привлечению к чтению и органично сочетается с рядом авторских программ, реализуемых в библиотеке:
Цели Программы:
Повышение статуса книги и продвижение чтения, привлечение к чтению и пользованию библиотеками жителей Новоуральска, повышение интеллектуального уровня и развитие читательского вкуса горожан, позиционирование чтения, как интересного, престижного занятия, приносящего радость и удовольствие

«БИБЛИОТЕКА БЕЗ ГРАНИЦ»
Программа по работе с людьми с ограниченными возможностями, пожилыми людьми и социально запущенными детьми


С момента своего открытия Центральная публичная библиотека стремится помочь людям с ограниченными возможностями расширить их кругозор, развить интеллект, раздвинуть круг общения.
Цели и задачи Программы

  • Формирование у людей с ограниченными возможностями положительного отношения к библиотеке и потребности пользоваться её услугами;
  • Помощь в социальной реабилитации;
  • Приобщение людей с ограниченными физическими возможностями и социально запущенных детей к чтению, содействие формированию культуры чтения, развитие творческих способностей, духовное обогащение;
  • Обеспечение читательских потребностей пожилых людей.

Перечень основных мероприятий Программы
Индивидуальное обслуживание людей с ограниченными физическими возможностями
Проведение массовых мероприятий
Информационное обеспечение участников деятельности

ЭКОЛОГИЯ


«МИР ВОКРУГ НАС»
Программа по экологии

Маленький ребенок еще неясно представляет себе, что такое природа, у него недостаточно жизненного опыта, не развито абстрактное мышление, мировоззрение.
И вместе с тем, он, часто сам нуждаясь в доброте и ласке, способен щедро и бескорыстно отдать свою доброту всем живым существам на Земле.
В собаке и птице, бабочке и цветке, он видит своих братьев.
Наша задача — помочь ребенку не только сохранить именно такое ощущение к природе, но и развить чувство красоты и добра, воспитать сочувствие и заботу в отношении к растениям и животным.
Программа состоит из нескольких блоков: «Мир людей»; «Царство животных», «Царство растений»; «Природные стихии»; «Писатели анималисты».
Встречи проходят с использованием видео и аудио материалов, оформлением книжных выставок, электронными презентациями.
Программа по экологии включает такие формы работы , как беседы-обсуждения; экологические путешествия; игры; викторины; конкурсы и пр.
Программа рассчитана на дошкольников подготовительных групп и учащихся 1-2 классов.
Срок реализации программы — 1 год.
Дополнительно учащимся предлагаются занятия в кружке «Природа и фантазия»

«Я ОТКРЫВАЮ МИР»
Программа по ознакомлению с окружающим миром учащихся 2-х классов

Программа призвана помочь учащимся в освоении школьного курса по окружающему миру.
Наши задачи - пробудить у ребят любопытство и жажду познания, а так же помочь воспитанию у них чувства сопричастности происходящим в мире явлениям, чувства ответственности за окружающий мир.
Мероприятия, которые проходят в форме устных журналов представляют окружающий мир во всем его многообразии и взаимосвязи, а привычные вещи и явления — с неожиданной стороны
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Зал делового чтения

ВАЛЕОЛОГИЯ

«ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ»
Программа по формированию навыков здорового образа жизни учащихся 3-5 классов

Программа призвана помочь школе в формировании у учащихся валеологических знаний и умении
Включает мероприятия, которые в занимательной форме помогут осознать необходимость беречь здоровье, раскроют основы здорового образа жизни, научат оценивать функциональное состояние организма.
Ребята узнают почему человека называют восьмым чудом света, почему нужно беречь зубы и как это делать правильно, откроют секреты скелета и зрения, узнают правду о пиве и сигарете, выяснят стоит ли считать компьютер другом.
Программа рассчитана на 1 учебный год и ориентирована на учащихся 3-5- классов
Зал делового чтения

ИСТОРИЯ. КРАЕВЕДЕНИЕ


«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»
Программа патриотического просвещения

Цель программы — создание условий для воспитания у подрастающего поколения уважения к традициям истории и культуры своего народа, равно как и духовному наследию всего человечества, формирование у детей устойчивой потребности черпать «новое — хорошо забытое старое из неиссякаемого источника народной культуры».
Программа состоит из двух блоков и рассчитана на два учебных года. Первый блок (программа первого года) предполагает знакомство учащихся с культурой России. Второй блок (программа второго года) концентрирует внимание на истории и культуре Урала — нашей малой родины. По желанию группа может выбрать любой блок и принимать участие в работе в течение одного года.
В программу включены мероприятия, которые могут быть проведены для разных возрастных категорий. Каждая беседа адаптирована для младших школьников и для учащихся 5-9 классов с учетом их возрастных особенностей и интеллектуального развития.
Зал делового чтения

«МОЯ РОДИНА — РОССИЯ»
Программа патриотического воспитания для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Цель программы — знакомство и приобщение детей к культуре и истории своей Родины, ее героическому прошлому и богатому наследию, воспитание чувства уважения и гордости за прошлое и настоящее своей страны, побуждение ребенка к осознанию своей значимости в будущем Отчизны и, как следствие, привитие любви к Родине, через любовь к своему краю, городу, семье.

Программа состоит из нескольких блоков:

  • «Мы — славяне» — знакомит детей с историей и культурой Древней Руси, ее славным прошлым;
  • «Россия современная» — открывает детям страницы истории современной России и ее недалекого прошлого, включает в себя беседы о периоде ВОВ, освоении космоса, внедрении новых технологий в нашу жизнь, в том числе знакомит с историей появления некоторых знаменитых изобретений;
  • «Моя малая Родина» — включает в себя беседы о родном крае, городе, их истории, о семье и ее традициях, а также в этом блоке представлены беседы-обзоры, позволяющие детям познакомиться с некоторыми народами, живущими на территории Урала.

Формы работы: беседы (в том числе с использованием возможностей электронной презентации), игровые программы, книжные выставки, книжные обзоры, викторины, беседы с элементами прикладного творчества, выставки творческих работ.
Отдел интеллектуального отдыха

«МОЙ КРАЙ»
Программа

«Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации».
И.В. Шахматова

Программа направлена на патриотическое воспитание подростков и молодежи через любовь к родному городу и краю.
Воспитание краеведением подразумевает не только изучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия.

Цель программы:

  • дать первичные знания по краеведению родного края, раскрыть роль Уральской земли в судьбах России;
  • воспитывать чувство патриотизма, уважение к своему историческому прошлому, к окружающему обществу;
  • развивать стремление к выработке собственных позиций на основе краеведческих знаний.

Материал систематизирован в два блока:

  • «Обрядовая культура»
    Разделы:
    • «Русские народные праздники» — Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Пасха, Троица, Иван Купала и др.
    • «Традиционная русская семья» — её обычаи и традиции
    • «Русские семейные обряды» — свадебные обряды, родильные обряды, похоронные обряды и др.
    • «Народный месяцеслов» — народные приметы, пословицы и поговорки, игры, гадания, обрядовые действия, связанные с временами года
    • «Обряды коренных жителей Урала»
  • «Мой мир»
    Разделы:
    • «Я и Люди» — на улице, во дворе, в школе тебя окружают люди, ты сталкиваешься с множеством людей разного возраста. По твоему отношению к окружающим судят о тебе как о человеке. Как научиться всему тому, что зовётся одним ёмким словом — человечность.
    • «Я и экология» — любить и охранять природу, пропагандировать здоровый образ жизни — учат наши мероприятия.
    • «Я и Отечество» — узнать о крае, где живём, познакомиться и принять участие в возрождении народных традиций, обычаев, ремёсел, сформировать национальное самосознание, лучшие черты национального характера, изучить историю и духовные ценности народа, узнать, чем живёт наша Родина.
    • «Я и мой род» — узнать о своей фамилии, роде, познакомится с известными родами Уральской земли.

«У КАЖДОГО СВОЙ ГОРОД НА ЗЕМЛЕ»
Программа краеведческого воспитания молодежи

Цели и задачи программы:

  • Воспитание нравственно здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота.
  • Воспитание любви к дому, школе, городу, краю, Отечеству. Особое внимание программа уделяет воспитанию патриотизма.
  • Сохранение и популяризация объектов культурного наследия города, вовлечение широкого круга детей и молодежи в мероприятия по изучению родного края.
Материал систематизирован в три блока:
  • «Моя родина — Новоуральск»
    Задача: создание у детей образной картины своего города как части Уральского края.
  • «История становления и развития Новоуральска»
    Задача: показать историю развития Новоуральска в историко-краеведческом и социокультурном аспектах.
  • «Новоуралец — гражданин России»
    Задача: создать такую познавательную среду, которая позволила бы раскрыть перед детьми на примере жизненного пути выдающихся земляков прошлого и настоящего возможности самореализации и самосозидания человека.

«СМЕРТЬ — НЕ САМОЕ СТРАШНОЕ»
Цикл бесед о Холокосте

Осознаем ли мы в полной мере причину того, что убийство человека человеком вновь обрело такую гигантскую силу, как в годы второй мировой войны?
Мир Холокоста существует и сейчас, ведь Холокост — не чисто еврейский вопрос. Геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа.
Трагедия Холокоста — это не только часть всемирной истории, это разговор о проблемах современной цивилизации, об ее болезнях, об угрожающей ей опасности.
Изучение страшного прошлого, сохранение памяти о погибших — это одно из условий выживания современного человека.
Беседы рассчитаны на учащихся 8-11 классов
Центр краеведения

СТРАНОВЕДЕНИЕ


«КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНАМ И КОНТИНЕНТАМ»
Страноведческий марафон

Страноведческий марафон — цикл мероприятий для учащихся учебных заведений города, включающий в себя тематические беседы и выставки, викторины, конкурсы на русском и иностранных языках. Программа Страноведческого марафона рассчитана на 3 года.
Цели и задачи:

  • Развивать интерес учащихся к изучению культурных традиций мира.
  • Способствовать расширению кругозора учащихся.
  • Научить пользоваться справочной литературой для получения дополнительной информации, в т. ч. используя нетрадиционные носители информации и географические карты.
  • Стимулировать мыслительно-поисковую деятельность участников марафона.
  • Заинтересовать участников в совершенствовании и/или изучении иностранного языка.
  • Познакомить участников марафона с фондом Отдела литературы на иностранных языках
Отдел литературы на иностранных языках

ФИЛОЛОГИЯ


«РУЧЕЙ ХРУСТАЛЬНЫЙ ЯЗЫКА РОДНОГО»
Программа по русскому языку и культуре речи

Цель программы - помощь в формировании языковой культуры учащихся.
Задачи : знакомство с историей родного языка, обогащение словарного запаса, раскрытие творческих возможностей детей.
В ходе занятий участникам будет прививаться осознание красоты, образности речи; умение чувствовать язык художественного произведения
Формы работы: беседы — обсуждения; беседы — игры; викторины и конкурсы; инсценировки.
Занятия проводятся 5 раз в течение учебного года, пятая игра — итоговая.
Возраст участников: учащиеся 2-4 классов; учащиеся 5-6 классов
Отдел интеллектуального отдыха

ЛИТЕРАТУРА

Цель программы - развивая интерес детей к истории литературы, к именам выдающихся литераторов, сформировать у ребят потребность систематической работы с книгой и обеспечить информационную поддержку школьного предмета, т. е. предоставить дополнительную возможность учащимся и учителям полнее удовлетворить свои образовательные потребности.
Программа определяет мероприятия, которые рассказывают об истории создания приключенческих и авантюрных романов, ставших классикой жанра, и об их авторах; помогают поднять интеллектуальный и общекультурный уровень школьников и развить их творческую и познавательную активность.
Основные задачи программы:

  • будить у детей эмоциональный резонанс на прочитанное, стимулировать образное видение, расширять сферу наблюдения за персонажами, проникать в мотивы их поведения, в их мысли и чувства, искать сочувствие в собственной душе и тем самым воздействовать нравственному саморазвитию личности;
  • познакомить детей с биографией писателя, его мироощущением, раскрыть основные мысли, вложенные им в произведение;
  • опираясь на интерес детей к жанру приключенческой литературы, сформировать у ребят потребность систематической работы с книгой.

Программа рассчитана на один учебный год и ориентирована на учащихся 5-7 классов
Зал делового чтения

«ЗДРАВСТВУЙ, КНИГА!»
Программа

Цель программы — активизировать чтение детей в группе и привлечь детей к пользованию библиотекой.
Задачи программы:

  • раскрыть творческие возможности ребенка как читателя; способствовать более углубленному восприятию прочитанного материала и развитию интеллектуальных способностей и мышления ребенка;
  • дать широкое представление о многообразии литературы и способствовать расширению кругозора детей;
  • повысить рейтинг книги в досуге школьников и стимулировать желание систематического общения с книгой;
  • формировать культуру чтения и навыки бережного обращения с книгой;
  • способствовать совместному творчеству детей и родителей.

Программа рассчитана на один учебный год.
Программа для учащихся 1 классов
Зал делового чтения

«PROЧТЕНИЕ»
Программа

Растить читателя — вовсе не то же самое, что учить читать. Можно еще до школы пробудить в ребенке читателя, не обучив его ни одной букве. К сожалению, не все родители готовы тратить время и силы, обучая своего ребенка умению читать книги — читать правильно, по-настоящему, вдумчиво, с наслаждением, а кто-то просто не знает, как правильно это сделать.
Цель программы - дать представление родителям о путях и методах приобщения детей младшего школьного возраста к книге и к чтению.
Программа рассчитана на один учебный год.
Программа ориентирована на родителей учащихся начальной школы. Каждая встреча рассчитана на 15-20 минут и проходит в рамках родительского собрания в школе.
Зал делового чтения

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА


«ПЕРВЫЕ ВСТРЕЧИ С ИСКУССТВОМ»
Эстетическая программа по искусству для дошкольников и учащихся младших классов

  1. Дети в мире искусств
  2. Русское традиционное искусство
  3. Все обо всем

Тема «Ребенок и искусство» таит в себе много загадок и вопросов. Как, каким способом, наиболее естественным для ребенка, ввести его в таинственный мир, именуемый нами, взрослыми, Искусством.
Дети естественным образом любопытны. Они экспериментируют, исследуют мир, играя самым разнообразным материалом: краской, глиной, камешками, бумагой, звуком, словом... Любой предмет, попадающий в руки ребенка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. И если в это время организовать игру, так или иначе связанную с искусством, в которой наряду со знакомыми ребенку предметами, появятся краски и звуки, картины и музыка, то он легко и естественно войдет в мир искусства, в мир прекрасный, но сложный.
Основные цели и задачи программы.

  • Ввести ребенка в мир образных представлений искусства.
  • Через синтез искусств (музыка, живопись, поэзия) привить любовь к классическому наследию.
  • Обогатить духовный мира ребенка, совершенствовать его нравственные начала.
  • Расширить кругозор детей.
  • Создавая ситуации, вызывающие эмоциональный отклик ребенка, способствовать возникновению чувства, побуждающего к творческому самовыражению в разных видах искусства.

Программа рассчитана на 1 год и ориентирована на дошкольников
Отдел искусств

«НАСЛЕДИЕ ВЕКОВ»
Программа

В условиях нового мышления и концепции единой мировой цивилизации интерес к культуре, истории, культуре русского народа в особенности, необычайно возрос. Парадоксально, но факт: русская культура остается у нас мало изученной.
XXI век подчеркнул особое значение исторических и культурных традиций, а также связь культуры и образования, которая в течение всей отечественной истории, была бесспорным нравственным основанием процесса воспитания.

Программа «Наследие веков» раскрывает историю, педагогику, культуру, обычаи и традиции, искусство тех или иных народов мира.

Мероприятия программы:

  • Обереги дома твоего
  • Семь чудес света: классика и «современность»
  • Русские книгоиздатели XVIII-XIX веков
  • История создания школьной формы
  • День Святого Валентина
  • Дед Мороз, Снегурочка и Новый год
  • Юморина 1 апреля
  • Русское искусство XVIII века
  • Русское искусство XIX века
  • День Устава Свердловской области
  • Двухуровневое образование России: бакалавриат и магистратура

«МУЗЫКА НА ВСЕ ВРЕМЕНА»
Программа эстетического воспитания

  • Музыкальные ступени«(для дошкольников и младших школьников
  • «Великая музыка великих времен» (средние и старшие классы)
  • «Звезды забытой эстрады» (для старшего поколения)
  • «Музыкальный калейдоскоп» (для старших классов и для взрослых)

Цель программы - эстетическое воспитание читателей, пропаганда музыкального искусства, воспитание музыкального вкуса широких масс населения.
Участники знакомятся с классическими и современными композиторами и исполнителями, приобретают новые музыкальные знания и впечатления.
Мероприятия программы проходят в виде бесед, литературно-музыкальных композиций, конкурсных программ. Обязательно использование аудио-видео материалов
Программа состоит из 4 тематических блоков.
Музыкальные ступени« для дошкольников и младших школьников; »Великая музыка великих времен«; «Музыкальный калейдоскоп» и «Звезды забытой эстрады» для учащихся средних и старших классов.
Занятия каждого блока рассчитаны на 1 учебный год.
Отдел искусств

ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ


«Я И ЦЕЛЫЙ МИР»
Программа по культуре общения детей

Целью данной программы является обучение детей построению отношений с людьми основанных на вежливости и взаимопонимании. При достижении этой цели предполагается решение следующих задач:

  • помочь ребёнку осознать себя как личность.
  • через чтение выработать позитивный взгляд на мир, который поможет ему найти своё место среди других людей.
  • на примере анализа действий литературных героев побудить ребёнка анализировать свои и чужие поступки.
  • способствовать воспитанию у ребёнка навыков культурного поведения.

Программа предназначена для учащихся 1 — 4 классов. Рассчитана на один учебный год. Возможно проведение отдельных мероприятий по выбору.
Отдел интеллектуального отдыха

«ПУТЬ К УСПЕХУ»
Программа по формированию нравственных ценностей у учащихся 6-9 кл.

Человеку свойственно к чему-то стремиться. Удачная карьера, благосостояние, любовь, семья, дети, образование, отдых, творчество — это далеко не полный перечень наших житейских потребностей. Многие успешно достигают поставленных целей, но, к сожалению, это получается не у всех. Для того, чтобы помочь подросткам достичь гармонии с собой и с окружающим миром, стать успешными и счастливыми в жизни разработана программа по формированию нравственных ценностей, развитию у старшеклассников процесса самопознания, навыков самоанализа.
Цель программы:
Развитие у подростков навыков самостоятельно, по внутреннему своему побуждению, ставить перед собой важные жизненные цели и достигать их.
Задачи программы:

  1. Формировать позитивное отношение подростков к себе и к окружающему миру на основе понимания многообразия жизни.
  2. Способствовать осознанию подростками личностных особенностей, ценностных ориентаций, духовных потребностей.
  3. Поддерживать подростков в осознании и принятии на себя как настоящих, так и будущих социальных ролей, в том числе семейных.
Цикл бесед для подростков поможет:
  • уметь располагать к себе людей, вызывать их уважение и симпатию;
  • выходить с честью и достоинством из всевозможных сложных и конфликтных ситуаций;
  • успешно выстраивать межличностные отношения.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ


«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ»

Настоящая проверка знаний и умения самостоятельно работать с книгой, предстоит старшеклассникам, участвующим в «Интеллектуальных играх». Это командная игра, и от того, как слаженно и дружно будут работать все участники, зависит победа всей команды.
При определении тематики игр учитываются пожелания участников.
Периодичность игр: 4 встречи в учебный год.
Игры проходят в двух возрастных категориях: школьники 8-10 классов и студенты 1-2 курсов.
Отдел интеллектуального отдыха

«ВЕСЕЛАЯ ФАНТАЗИЯ»
творческая, развлекательно — познавательная программа для дошкольников и учащихся 1-4 классов

«...Если мы перестаем пытаться сделать что-то,

кроме того, что уже умеем,

мы перестаем двигаться вперед»

Р. Эмерсон

Центральная библиотека им. А.С. Пушкина продолжает движение вперед! Каким образом? Ни для кого не секрет, что библиотека в наше время занимается не только выдачей книг. Ее функционал поражает воображение. А проекты, которыми занимается Центральная библиотека им. А.С. Пушкина, делают город Челябинск культурнее, образованнее и добрее.


Социально-значимые культурно-просветительские проекты - это ежедневный труд библиотекарей, которые вложили много мыслей и сил в каждый. А как рассказать о проектах читателям, коллегам? Сегодняшнее время настоятельно требует от работников библиотек умения интересно и неординарно рассказывать о своих достижениях, раскрывать свою многоплановую работу, показывать значимость и необходимость своей деятельности для населения.


И вот Центральная библиотека им. Пушкина собрала своих читателей, партнёров, коллег, друзей, чтобы не просто рассказать о проделанной работе, а представить лучшие проекты в необычном формате. Пушкинский зал библиотеки на время стал импровизированной студией популярных телепередач. Творческий отчёт-презентация «Лучшие проекты Центральной библиотеки имени А. С. Пушкина для города Челябинска» был представлен как попурри известных телевизионных игр: «Сто к одному», «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» и др. А играли те, кто имеет к проектам непосредственное отношение: инициаторы, координаторы, руководители проектов; партнёры, при чьей поддержке проекты состоялись, и, конечно, читатели, для кого эти проекты и создавались.

Каждый проект был раскрыт через призму игры: 8 разных проектов и 8 игр разноплановых и интеллектуальных.

Так, проект «Открытая библиотека» по созданию нового образа библиотеки был раскрыт в игре «Сто к одному». В команде игроков - главный специалист управления культуры Администрации города Челябинска В. А. Карпенко, директор Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина, заслуженный работник культуры РФ С. В. Анищенко, заместитель директора О. В. Сабашвили, заведующая абонементом художественной литературы Т. В. Туркина, доцент ЧГИК, кандидат педагогических наук И. Ю.Матвеева. Они рассказали о проекте, о том, что было сделано для удобства читателей, какие появились новые услуги.

Затем команде игроков пришлось угадывать самые популярные ответы (по мнению опрошенных горожан): «Что обязательно должно быть в библиотеке?» Среди ответов (книги, уют, читатели, тишина) не сразу был отгадан самый популярный ответ: библиотекари!


Доминирующим проектом Центральной библиотеки с 2012 года является проект «Открытая библиотека» по организации библиотечного пространства. Данный проект занял 3 место в региональном конкурсе творческих проектов «Библиотека будущего». Концепция «Открытая библиотека» ставит задачу создания привлекательного образа Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина за счет трансформации внутреннего библиотечного пространства, максимального раскрытия книжных фондов библиотеки, перераспределения их среди отделов для оптимального и оперативного обслуживания пользователей. В результате преобразований фондовые ресурсы библиотеки приближены к пользователю, расширился открытый доступ, где представлена большая часть фонда библиотеки.

Библиотечный проект «Пушкинские сезоны» представлен в кроссворде, где главное слово БИБЛИОТЕКА было отгадано руководителем городского Пушкинского общества, заместителем председателя правления «Русский культурный центр», членом общественного совета Министерства культуры Челябинской области Ю. Д. Дорониным. О проекте рассказывала О. Ф. Солодовникова - заведующая отделом социально–гуманитарной литературы Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина. Вспомнили и про пушкинский квест и про пушкинские балы. Всех присутствующих пригласили 5 июня принять участие в культурно-просветительской акции «Ночь с Пушкиным».


Проект «Пушкинские сезоны»

Прообразом названия проекта стали знаменитые «Русские сезоны», организованные Сергеем Дягилевым в Париже в начале ХХ века и просуществовавшие 20 лет.

Взяв за основу эту идею и постулат, что «Пушкин – культурный код России», мы и назвали свой проект «Пушкинские сезоны», которые в 2017 году отмечают свое 10-летие. Это временной проект, включающий целый каскад мероприятий библиотечной пушкинианы, который ежегодно открывается 10 февраля, в День памяти А.С.Пушкина и завершается 19 октября Лицейским балом. В день рождения Пушкина, 6 июня, вручаются Пушкинские сертификаты, которыми с 2007 года стали уже более 25 лауреатов. В библиотеке плодотворно работает городское Пушкинское общество: ведется исследовательская работа, создаются Пушкинские альманахи. Библиотека помогает и поддерживает наших земляков, изучающих труды Пушкина и на основе этого, создающие свои литературоведческие работы: Ю. Заневский «Нужно быть правым для вечности», З Михайлова «Пушкины и их дети в портретах и жизни», М. Рыжова «Лабиринты поисков» – Лауреат Новой пушкинской премии (2009)

В рамках библиотечной Пушкинианы проводится олимпиада «Пушкин – сердце твое, Россия!». Олимпиада проходит на конкурсной основе в два этапа (заочный и очный). Заочный этап – викторина в два тура (в каждом по 10 вопросов) «Размышляя над пушкинским словом»; очный – творческий поэтический фестиваль «Учитесь Пушкина читать…». Победители получают Дипломы и книжные подарки.

В 2016 году впервые был проведен «Пушкинский квест» – это театрализованная, литературно-разыскательная и познавательная игра на знание пушкинских произведений в движении. Начинается перформансом героев. Затем команды участников получают свои листы прилежания и двигаются по станциям, где выполняют задания Пиковой Дамы, Петра Гринева, Трех девиц, Золотой рыбки и Кота Ученого, которые предлагают гостям –нарисовать профиль Пушкина пером, сочинить стихотворение, ответить на вопросы видеовикторины по сказкам и исторической викторины, прогуляться по пушкинским местам Челябинска, сразиться в словесной дуэли на шпагах, танцевальный мастер-класс и окончание квеста.

Праздник «Блистает бал, мечты ликуют!.. Лицейский бал в Пушкинке» проходит 19 октября при поддержке и содействии Академии изящных искусств и студии исторического танца «Гаттака», кадетских классов школ №45 и 15. В программе Лицейского бала: экскурсии по книжным выставкам: «Лицей: ученики и наставники», «История и традиции русских балов», танцевальные мастер-классы, изучение «Бального этикета», художественная акция «Рисунок в альбом» и «Стихи – посвящения в Пушкинском стиле».

Руководители и партнёры проекта «Книги в больницы» , рассказали о реализации социального проекта, о его необходимости и показали свои знания в игре «Что? Где? Когда?». Команда знатоков во главе с капитаном - заместителем директора Центральной библиотеки О. И. Никитиной ответила на сложный вопрос: «В 18 веке у богатых людей в моде была золотая или серебряная пластина с надписью «Я здесь уснул». Для чего она?» Ответ не заставил себя ждать, ведь это книжная закладка!


Благотворительный социально-культурный проект «Книги в больницы» направлен на создание более комфортных условий пребывания пациентов в лечебных учреждениях. Проект стартовал 11 февраля 2016 г. во Всемирный день больного. Для реализации проекта была проведена благотворительная акция по сбору книг у населения для больниц. Челябинцы стали приносить для пациентов лечебных учреждений в библиотеки города тысячи книг и журналов из домашних библиотек. Проект реализован в 18 медицинских учреждениях: в больницах и поликлиниках оформлены книжные полки «Читайте на здоровье!» с подаренной литературой. В проекте участвуют 22 библиотеки ЦБС при поддержке Управления здравоохранения Администрации города Челябинска и Управления культуры. За год работы 2,5 тысячам пациентов было передано более 6 тысяч книг.

Еще один инновационный культурно-исторический проект библиотеки «Челябинск – Танкоград – Победа» . В рамках которого создан сайт танкоградпобеда.рф и впервые установлены интерактивные таблички с QR-кодами рядом с историческими объектами Челябинска, связанными с Великой Отечественной войной. О целях проекта и его уникальности рассказала его руководитель Е. Г. Истомина – заведующая краеведческим отделом Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина. А также партнёры проекта директор по маркетингу МТС в Челябинской области А. Чирков и известный южноуральский краевед Ю. В. Латышев. Им предложили сыграть в игру «Перемешка». Нужно было угадать улицы Челябинска, связанные с героями Великой Отечественной войны. Достойный проект - достойная игра!


Инновационный культурно-исторический проект «Челябинск – Танкоград – Победа», в рамках которого создан сайт танкоградпобеда.рф и впервые установлены интерактивные таблички с QR-кодами рядом с историческими объектами Челябинска, связанными с Великой Отечественной войной.

Проект реализуется Центральной библиотекой имени А.С. Пушкина и библиотеками МКУК «Централизованная библиотечная система» города Челябинска совместно с ПАО «Мобильные ТелеСистемы» при поддержке Управления культуры Администрации города Челябинска.

Работа над проектом началась в 2015 году, в 2016 и 2017 годах работа продолжилась, и проект получил новый виток своего развития.

Цель проекта – сохранить и передать память о подвиге танкоградцев. В ходе проекта постепенно собираются все документы, как опубликованные, так и неопубликованные, показывающие вклад Челябинска в Победу в Великой Отечественной войне: хранящиеся в музеях, библиотеках, образовательных учреждениях, и, что особенно важно, семьях. Особое внимание уделено документам личного происхождения: записным книжкам, дневникам, письмам, воспоминаниям, фотографиям, стихам, очеркам и т. д. Главная особенность сайта проекта в том, что на нем впервые комплексно показан вклад Челябинска в победу в Великой Отечественной войне.

Уникальность интернет-проекта Челябинск–Танкоград–Победа состоит в том, что впервые создана виртуальная карта города, где представлено более 200 памятников и памятных мест, связанных с Великой Отечественной войной.

В 2016 году проект вызвал общественный резонанс в связи с празднованием 6 октября новой памятной даты – Дня героев Танкограда.

Центральная библиотека им. А. С. Пушкина 11 лет назад задумала и организовала городской праздник для всех любителей чтения – Фестиваль книги и чтения «Челябинск читающий» ! Все 11 Фестивалей, ежегодно проходящие к Дню рождения Челябинска реализованы командой библиотекарей при поддержке Управления культуры Администрации Челябинска. Тройка игроков капитал-шоу «Поле Чудес»: координатор проекта – О. И. Никитина, директор Централизованной системы детских библиотек Е. А.Разборова, заместитель директора ЧОУНБ Н. Р.Соловьева, они отгадывали по буквам слово КИРОВКА (Она приютила у себя и нищего и городового. В 2010 году ее жители ожили и стали петь!). Не случайно было взято это слово, ведь Кировка – место проведения Фестиваля.

Ежегодный Фестиваль книги и чтения «Челябинск читающий» – один из наиболее масштабных проектов формата open-air по продвижению чтения в Челябинске. Кардинальное отличие Фестиваля в Челябинске от фестивалей в других регионах в том, что он проходит с 2006 года не в библиотеке и не на прибиблиотечной территории, а в центре миллионного города на главной улице Челябинска – улице Кирова. Вся Кировка становится территорией книги и чтения, интеллектуальной площадкой города Челябинска, где ко Дню города проходят встречи с писателями и поэтами, выставка-продажа книг с автографами, театрализованные и литературно-музыкальные представления, встречи с профессиональными и самодеятельными творческими коллективами, различные мастер-классах, литературно-краеведческие квесты, сюжетно-ролевые игры, экскурсии и пр. Главный организатор и вдохновитель этого праздника – Центральная библиотека им. А.С.Пушкина. Вместе с муниципальными библиотеками в Фестивале принимают участие 4 областные библиотеки, книготорговые организации, Челябинское отделение Союза писателей России и другие партнеры.

Проекты «Мобильный аудиогид», «Прогулки по Челябинску» и вопросы, связанные с городскими экскурсиями и маршрутами, легли в основу «Своей игры», в которой показали свои знания руководитель проекта Е. Г. Истомина, участник проекта М. Антипин и партнер проекта - директор по маркетингу МТС в Челябинской области А. Чирков.


«Прогулки по Челябинску» – социально значимый культурно-просветительский проект в сфере популяризации историко-культурного наследия города Челябинска. «Прогулки по Челябинску» – это долгосрочный проект Центральной библиотеки имени А.С. Пушкина по проведению бесплатных для граждан экскурсий по историческим местам Челябинска с посещением объектов историко-культурного наследия.

Уникальность предлагаемой инициативы в том, что, во-первых, в нашем регионе проведение экскурсий библиотеками относится к инновационной деятельности, а, во-вторых, во время экскурсий предоставляется возможность посещения недоступных в обычное время объектов культурного наследия Челябинска.

1) «Кировка: история и современность»,

2) «С именем Пушкина»;

3) «Челябинск театральный».

Историко-культурный проект «Мобильный аудиогид» реализован Центральной библиотекой им. А.С. Пушкина МКУК «Централизованная библиотечная система» г. Челябинска и ПАО «Мобильные ТелеСистемы», при поддержке Администрации города Челябинска в рамках мероприятий, посвященных 280-летию города.

Главная цель проекта – популяризация историко-культурного наследия Челябинска, развитие внутреннего туризма, а также создание положительного имиджа города среди жителей и гостей столицы Южного Урала.

«Мобильный гид» включает в себя два туристических пешеходных маршрута по историческому центру Челябинска: «Архитектурная Кировка» и «С именем Пушкина». Каждый маршрут проходит через значимые памятники истории и архитектуры Челябинска, в том числе объекты культурного наследия федерального и регионального значения.

«Наша цель, как лидера российского рынка мобильной связи, не только привлечение новых пользователей, но и предоставление всем желающим вне зависимости от того, абонентом какого оператора они являются, современных сервисов и возможностей, которые дает мобильный интернет. Сегодня жители и гости Челябинска могут совершить аудиоэкскурсию по городу с «Мобильным гидом», прочесть электронную книгу «Мобильной библиотеки» прямо на улицах города, погрузиться в эпоху Великой Отечественной войны и узнать, как на Южном Урале работали на победу, с проектом «Челябинск – Танкоград – Победа». Конечно, ни один из этих проектов был бы невозможен без нашего надежного партнера – Центральной библиотеки им. А.С.Пушкина г.Челябинска. От всей души поздравляю коллег со столетним юбилеем библиотеки, желаю новых интересных проектов, которые будут пополнять ряды читателей», – отметил директор по маркетингу МТС в Челябинской области Алексей Чирков.

Участники социальных проектов «Мир новых возможностей» и «Электронный гражданин» , вместе со своим руководителем курсов по обучению компьютерной грамотности - И.Г. Тиньгаевой, заведующей справочно-информационным отделом Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина очень уверенно отвечали на вопросы в игре «Где Логика?». Вопросы «в картинках» были достаточно сложные, связанные с компьютерными технологиями. Игроки справились с заданием и сорвали шквал аплодисментов.


Социальная программа «Мир новых возможностей» – бесплатное обучение компьютерной грамотности людей старшего возраста от 56 до 82 лет в 7 библиотеках системы. Программа включает начальный этап компьютерной грамотности и базовый курс «Школа практических знаний». В 2016 году состоялся II Городской чемпионат по компьютерному многоборью среди людей старшего возраста. Участники чемпионата – выпускники курсов компьютерной грамотности библиотек Центрального, Советского, Курчатовского, Ленинского, Металлургического и Тракторозаводского районов. Всем участникам Чемпионата вручаются дипломы и ценные подарки. Продолжением проекта стал проект «Электронный гражданин».

Молодые сотрудники Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина представили инновационный проект «Молодые – молодым» и сыграли в игру «Кто хочет знать молодежь?» (аналог передачи «Кто хочет стать миллионером»). Яркие, молодые, весёлые, креативные, они вспомнили своё первое совместное мероприятие – экспериментальный Новый год. Правильно ответив на вопросы про айпад, гироскутер и свитшот, все сделали вывод: для того чтобы представители поколения Z посещали библиотеки, нужно хорошо их знать, постоянно искать что-то новое, современное, захватывающее. Чем, собственно и занимаются библиотеки.


Проект «Молодые – молодым» – аккумулирует наиболее перспективные направления работы с юношеством и организует новые форматы проведения свободного времени для молодежи. Организатор: библиотечная ассоциация молодежи «БАМbоок». По итогам были успешно реализованы следующие мероприятия: «Экспериментальный Новый год», «День рождения Гарри Поттера», «Пушкинские квесты» и др.

Постоянный поиск и воплощение творческих форм даёт возможность Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина укреплять социальную роль и повышать авторитет среди населения. Вот и творческий отчёт-презентация стал примером нестандартного сценария взаимодействия Центральной библиотеки им А. С. Пушкина с партнёрами и пользователями. Форма подачи отчёта была выбрана очень удачно. Каждый проект сопровождался видеосюжетом. Суть проектов, их цель и назначение была раскрыта в играх увлекательно, познавательно, динамично. Что подтверждено отзывами присутствующих на мероприятии.

-«Смело и неожиданно. Спасибо, что пригласили»

-«Это было круто, стильно, интеллигентно, прям по-столичному!»

-«Хочется пожелать вам новых проектов, таких же востребованных, и пусть все проекты осуществляются легко, играючи, как сегодня и всегда при поддержке партнёров, друзей, читателей».

Центральная библиотека им. А. С. Пушкина в год своего столетия продолжает работу над интересными проектами и всегда будет привносить в культурную жизнь города инновации.


Программно–проектная деятельность библиотек в современных условиях рассматривается как эффективный механизм развития творческой активности библиотечного сообщества, совершенствования форм и методов социального партнерства и привлечения новых источников финансовых средств для развития библиотек.





В 2012 году по Федеральной целевой программе «Культура России 2012-2018 годы» получили поддержку развитие службы консервации для обеспечения сохранности редких и ценных документов Псковской областной универсальной научной библиотеки, создание портала виртуальной информационной социальной службы на базе ПОУНБ. Также продолжилось участие областной универсальной научной библиотеки, муниципальных библиотек региона в общероссийских корпоративных проектах и программах :

Национального информационно-библиотечного центра ЛИБНЕТ по созданию "Сводного каталога библиотек России";

Национальной программе сохранения библиотечных фондов Российской Федерации по созданию Общероссийского свода книжных памятников;

в межрегиональных корпоративных проектах :

Ассоциации региональных библиотечных консорциумов "Межрегиональная аналитическая роспись статей";

Ассоциации региональных библиотечных консорциумов "Электронная доставка документов";

КОРБИС (Тверь и партнеры) по созданию корпоративной библиотечной системы;

ФГБУК "Российская государственная библиотека для молодежи" по созданию электронной библиотеки "Молодежь России";

ФГБУН "Российская книжная палата" "Издания регионов – информация для всей страны";

в региональных корпоративных проектах:

По созданию Регионального свода книжных памятников Псковской области;

По созданию Сводного каталога документов библиотек Псковской области;

По созданию Сводного каталога региональных периодических изданий.

По областной долгосрочной целевой программе «Культура Псковского региона в 2011-2015 годах» в 2012 году была оказана финансовая поддержка ряду библиотек региона, в том числе и на проведение крупных мероприятий; материально-техническое обеспечение; осуществление проектной деятельности. В рамках этой Программы прошли ежегодные традиционные межрегиональные фестивали по продвижению книги и чтения «Осень в Михайловском», книжный форум “Русский Запад”, конкурс «Библиотека года», осуществлен ремонт здания МБУ «Струго-Красненский районный культурный центр», 6 районов получили субсидии на пожарно-охранную сигнализацию для центральных районных библиотек. В прошедшем году Государственным Комитетом Псковской области по культуребыли поддержаны три библиотечных инновационных проекта (Псковской ОУНБ, ЦБС г. Пскова, Новоржевской ЦРБ).


Все муниципальные библиотеки региона принимают участие в реализации долгосрочных муниципальных целевых программ:

· по развитию сферы культуры в муниципальном образовании на 2011-2015гг.;

· по развитию физической культуры и спорта в муниципальном образовании;

· по развитию культурно-познавательного туризма в районах;

· по профилактике правонарушений несовершеннолетних;

· по патриотическому воспитанию молодого поколения;

· по организации отдыха и оздоровления детей муниципального образования;

· по укреплению пожарной безопасности в муниципальном образовании;

· экологические программы, «Старшее поколение» и другие.

В рамках реализации этих программ муниципальные библиотеки проводят тематические мероприятия, для проведения которых получают полную или частичную финансовую поддержку со стороны местных администраций.

В отчетном году библиотеками МАУК «Централизованная библиотечная система» города Пскова были реализованы мероприятия муниципальных целевых программ :

· «Патриотическое воспитание молодежи в городе Пскове на 2011-2013 годы». В перечень программных мероприятий вошли юношеские Кутузовские чтения, историко-краеведческие олимпиады.

· «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории муниципального образования «Город Псков» на 2011-2014 годы». В перечень программ вошли 7 библиотечных мероприятий.

· «Развитие сферы «Культура» в муниципальном образовании «Город Псков» на 2012 – 2014 годы». По программе в текущем году были профинансированы и реализованы мероприятия: по комплектованию книжных фондов; доплаты к заработной плате с начислениями пропорционально отработанному времени.

· «Совершенствование защиты населения и территории муниципального образования «Город Псков» от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах города Пскова на 2012-2014 годы». По этой Программе были выделены средства на обслуживание пожарной сигнализации в библиотеках МАУК «ЦБС» г. Пскова. Проводилась работа и по другим муниципальным программам.

Библиотеки города Великие Луки принимали участие в реализации 5 муниципальных целевых программ:

  • «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в муниципальном образовании «Город Великие Луки» на 2010–2014 годы»
  • «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в городе Великие Луки на 2010–2014 годы»
  • «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в городе Великие Луки на 2010–2012 годы»
  • «Профилактика правонарушений на территории города Великие Луки на 2011–2015 годы»
  • «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в городе Великие Луки на 2012–2014 годы». Мероприятия долгосрочных целевых программ в 2012 году профинансированы органами местного самоуправления г. Великие Луки и выполнены в полном объёме.

В Гдовском районе наиболее значимые библиотечные мероприятия тоже финансируются Администрацией района по целевым программам. В библиотеках Куньинского района в рамках муниципальной программы « Молодое поколение Куньинского района (2010- 2012 г.г.)»прошла Неделя юношеской книги «Книга – лучший друг!», декада по профилактике негативных явлений в молодежной среде «Во взрослую жизнь без вредных привычек!», правовой марафон для молодых «По лабиринтам законов и кодексов». По программе «Старшее поколение Куньинского района на 2012-2014г.г.» прошел цикл тематических программ к 70-летию освобождения Куньинского района и чествование активистов - лучших читателей старшего поколения. Мероприятия были профинансированы.

В Струго-Красненском районе по долгосрочной целевой программе «Патриотическое воспитание граждан в Струго-Красненском районе (2011-2013 гг.)» ежегодно выделяются финансовые средства на книги. В Пушкиногорском районе в поддержку Государственной молодежной политики разработана комплексная Программа «Молодое поколение Пушкиногорского района» на 2011–2013 годы.В состав основных исполнителей данной программы вошла Пушикиногорская ЦРБ. Благодаря участию библиотеки в данной программе удалось издать типографским способом «Календарь знаменательных и памятных дат: Пушкиногорье от истоков до 1927 года».

К сожалению, не во всех районах осуществляется финансирование библиотечных мероприятий, проводимых в рамках целевых муниципальных программ. Районные программы приняты, включены в эти программы и библиотечные мероприятия, но порой бюджетным финансированием они фактически не подтверждены. Но, несмотря на это, библиотеки самостоятельно пытаются изыскать внебюджетные средства, чтобы провести запланированные в рамках этих программ тематические мероприятия.

Всего в прошедшем году муниципальными библиотеками Псковской области было реализовано 122 библиотечных программ и проектов по различным направлениям деятельности . Вот некоторые из них в ЦБС г. Пскова:

  • Историко-краеведческая библиотека им. И.И. Василёва реализует программу «Псковская земля в истории России» по сбору и популяризации краеведческих документов, проведению библиотечных акций, конференций, чтений, мероприятий, связанных с историей Пскова и Псковского края.
  • Новый проект «Познай свой край родной!» (сентябрь 2012 г.–декабрь 2013 г.) Проект призван дать достаточно полное и целостное представление об историческом прошлом и настоящем Пскова и Псковского края, о людях, прославивших Псковский край, о богатстве и своеобразии природы Псковского края. Основная цель проекта - информационная поддержка изучения краеведения в начальных классах в образовательных учреждениях города Пскова с использованием библиотечных ресурсов.

В библиотеках централизованной библиотечной системы города Великие Луки в 2012 году реализованы следующие интересные библиотечные программы:

  • «Чтение – мода вне времени» (см. подробнее в разделе «Продвижение книги и чтения»).

· «Я - Великолучанин». В рамках программы прошел цикл мероприятий, посвященных празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года, проводилсячас исторических сообщений «Наши земляки – участники Отечественной войны 1812 года», к годовщине освобождения города Великие Луки от фашистских захватчиков проведена тематическая экскурсия и книжная выставка «Героическая страница истории г. Великие Луки».

Приоритетом в проектно-программной деятельности библиотек региона, по-прежнему, остается работа по продвижению книги и чтения, лучших литературных произведений.

  • Так, в библиотеках Бежаницкого района были реализованы программы: «Чтение в семейном интерьере» (2009-2012гг.) (для детей) и «Современная проза и поэзия» (2005 - 2015гг.) Хотя эта программа никем не финансируется, библиотекари по ней работают и, как заявляют сами библиотекари, будут работать, пока существует библиотека.
  • В Невельском районе - программа «Чтение с пользой и увлечением» (2011-2013гг.) Цель программы: поддержка образования и самообразования.
  • Локнянская центральная районная библиотека принимала участие в проекте Культурно-досугового центра «Центр притяжения радости», который стал продолжением проекта 2011 года «Воскресенье у фонтана». На протяжении всего лета работал воскресный читальный зал под открытым небом. Каждый день работы читального зала имел определенную тематическую направленность. Лучшим читателям были вручены «Благодарственные письма» и дипломы в номинациях «Самый читающий читатель», «Читатель – эрудит», «Самый юный читатель».
  • Библиотеки Новосокольнического района работали по программам: «Мой дом – моя Россия » и « Чтение – мода вне времени» - по продвижению книги и чтения для воспитания гармоничного развития молодого поколения.

В библиотечных программах нашли отражение и актуальные вопросы сохранения к ультурных традиции Псковской земли:

Сельские библиотеки Псковского региона также работали по целевым программам:

  • В Великолукском районе – «Горжусь тобою, край Великолукский!» - к 85-летию Великолукского района. В сельских библиотеках состоялись ретро-вечера с чествованием заслуженных людей сельских поселений.

· Жижицкая сельская библиотека Куньинского района работала по программе «Без книги нам на свете не прожить» (по работе с молодежью).С помощью данной программы библиотека попыталась, целенаправленно приобщая к шедеврам русской и мировой классики, к опыту литературных героев, влиять на литературный вкус молодых читателей, становление гражданской позиции.

· Сельские библиотеки Новоржевского района также работали по следующим программам: «В здоровом теле - здоровый дух» (Вишлёвский сельский филиал); «Наше здоровье в наших руках» (Жадрицкий сельский филиал); «Люби и изучай свой край» и «Профессия каждая – самая важная» (Макаровский сельский филиал); «Я люблю наши псковские дали и преданья далёких веков» (Барутский сельский филиал).

· Библиотеки Себежского района работали по комплексной библиотечной программе «Первые шаги: выбираем профессию». Можно выделить такие мероприятия: единый день профориентации «Сделай свой выбор» (Бояриновская библиотека-филиал); день информации «Все работы хороши» (Идрицкая библиотека-филиал); презентация-обзор «Профессия нового времени» (Сосновоборская библиотека-филиал); пресс-час «Мир профессий» (Себежская ЦРБ); час периодики «Главный выбор на много лет» (Глембочинская библиотека-филиал).

  • Программы сельских библиотек Новосокольнического района: программа экологического воспитания Захаринской сельской библиотеки на 2011-2012г.г. «Путешествие в Эко-царство – природное государство»; программа по работе с семьей Раменской сельской библиотеки на 2012- 2013 г.г. «Семья – частица рода и народа»; «Люблю всё то, что называю одним широким словом – Русь» - программа Руновской сельской библиотеки по духовно-патриотическому краеведению, библиотека ведет сбор диалектов Руновской волости для создания «Словаря диалектных слов Руновщины».
  • Сельские библиотеки – филиалы Палкинского района в 2012 году работали по библиотечным программам: «Войди в лес другом», «Малая Родина совсем не мала», «Здесь край наших отцов», «История в лицах», «Библиотека – дом друзей», «Чтение – это модно, чтение – это престижно», «Молодежь в лабиринте времени», «Я – гражданин России», «Через книгу в мир здоровья».
  • Сельскими библиотеками Печорского района в 2012 году были разработаны внутрибиблиотечные программы: «Судьба природы в наших руках» - Киршинский филиал, «Сохрани землю, на которой ты живешь» - Изборский филиал, «Земля наш дом, где мы живем и дышим» - Круппский филиал, «Здоровый гражданин – здоровое общество» - Круппский филиал, «Во славу победы, во имя добра» - Круппский филиал, «Радость семейного чтения» - Круппский филиал, «Спешите делать добро» – Круппский филиал, «Моя православная Русь» - Круппский филиал, «Быть здоровым – это стильно» - Новоизборский филиал, «Мира не узнаешь, не зная края своего» - Новоизборский филиал, «Родники» (по патриотическому воспитанию) - Лавровский филиал, «Нравственно-духовные истоки русской национальной культуры» - Лавровский филиал.

Проводились библиотечные мероприятия по программам гражданско-патриотического воспитания .

  • В рамках программы «Я гражданин – я патриот» Локнянской центральной районной библиотеки прошли мероприятия из цикла «Забыть не имею права», посвященные подвигу народа в годы Великой Отечественной войны, и цикл мероприятий «Подвиг доблести и чести», посвященный Году истории и 200-летию Отечественной войны 1812 года.
  • В Миритиницкой сельской библиотеке Локнянского района с целью развития у пользователей библиотеки активной гражданской позиции и патриотизма была разработана и реализована программа «Моя Родина – Россия» , в рамках которой проведены такие мероприятия, как: праздник «Пусть всегда будет мир» к Дню защиты детей; урок мира «Россия – Родина моя»; викторина «Символика и ордена» и др.
  • Самолуковская сельская библиотека Локнянского района работала по программе «Люби и знай свой край» . Назначение программы – осознать связь времен и поколений. В рамках данной программы была проведена исследовательская работа по сбору и изучению местного фольклора. Весь материал систематизирован и собран в брошюру «Живое русское слово» . В дальнейшем планируется создание словаря устаревших слов Самолуковской волости «Словник».

В библиотеках Псковского региона реализуются библиотечные программы, направленные на поддержку старшего поколения . В рамках целевых программ в библиотеках региона проводились встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, обсуждения лучших произведений о войне, были организованы книжные выставки.

Большая работа проводится библиотеками по популяризации здорового образа жизни и занятий спортом . Так, в Локнянском районе была продолжена реализация программы «Здоровье – это здорово». В рамках этой программы разработан и реализован цикл мероприятий по профилактике наркомании по теме «Знать, чтобы предотвратить беду»; урок-предупреждение «Этот бесконечный кошмар»; выставка «Наркомания: проблемы и реальность»; День здоровья «Быть здоровым – престижно и модно»; познавательная игра «Спорт – это здоровье»; час интересного сообщения «Витаминная азбука»; обзор «Каковы еда и питье – таково и житье». В рамках программы «Библиотечная школа здоровья» в Старосокольнической сельской библиотеке–клубе Новосокольнического района создана библиошкола «Здоровый образ жизни». В Островском районе продолжается работа по программе «Библиотерапия», которая появилась в 2010 году, благодаря организованному на базе ГУЗ санаторий «Гороховое озеро» передвижному пункту выдачи литературы. Программа мероприятий МБУК «Пустошкинская центральная районная библиотека» по формированию здорового образа жизни среди населения «Остановить безумие» (2010-2012гг.) вошла в районную ведомственную целевую программу «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Пустошкинском районе».

В прошедшем году также творчески работали по экологическому просвещению населения библиотеки Гдовского, Бежаницкого, Локнянского, Новоржевского Палкниского, Печорского районов, г. Пскова и г. Великие Луки. Так, Гдовской районной библиотекой реализуется районная целевая экологическая программа «Природе — частичку себя». В районе и нтересно и познавательно прошла экологическая конференция «Чудо природы моей местности», в районной библиотеке о формлен стенд «Памятники природы мира»: Рамсарское водно-болотное угодье «Псковско-Чудская приозерная низменность» .

Муниципальные библиотеки Псковского региона принимают участие в международных проектах, разрабатывают свои программы, направленные на изучение культурного наследия зарубежных стран, культуры приграничья.

- Дедовичская центральная районная библиотека являлась участником конкурса проектов в рамках приграничного сотрудничества Эстония-Латвия-Россия.Название проекта: «Сохранить, чтобы не потерять». Цель проекта: создание центра культурно-исторического наследия в Дедовичском районе. Чернецовская сельская библиотека отправила заявку в Благотворительный фонд «Созидание» по программе «Читающая Россия» и получила поощрительный приз.

- Библиотеки Порховской ЦБС работают по программе «Знакомство с Германией». Цель программы: активизация интереса к истории и культурному наследию Германии; формирование позитивного отношения детей и юношества к общекультурной и страноведческой информации о Германии; продвижение творческого наследия писателей-сказочников братьев Гримм, популяризация книжных и информационных ресурсов библиотеки. В рамках программы в 2012 году для библиотек-филиалов объявлен конкурс «Карлик Нос, барон Мюнхаузен и другие», итоги которого будут подведены в мае 2013 года. Программа реализуется за счет собственных средств библиотеки. Программная деятельность библиотек позволяет осваивать наиболее перспективные направления, стать доступным центром общения для населения. Более подробно об этих программах и проектах, их результатах рассказывается в других разделах данного сборника. Библиотечным специалистам региона есть что показать, есть чему поучиться друг у друга. Работа библиотек области по программам позволяет им целенаправленно вести работу по различным направлениям во взаимодействии со всеми заинтересованными лицами и организациями – социальными партнерами.

Как показывает проведенный анализ, там, где городские и районные администрации выделяют средства на проведение библиотечных мероприятий, где районные библиотеки вдумчиво и творчески подходят к разработке библиотечных программ и проектов, то есть и реальные результаты. А у библиотекарей есть возможность проводить свои мероприятия, оказывать библиотечные услуги населению более качественно, с привлечением современных технологий и ресурсов.

Подготовила: Левченко Алла Леонидовна, заведующая сектором непрерывного образования и внешних связей отдела координации деятельности библиотек области ПОУНБ.