Питание Дети Услуги

Гжельская роспись – что это такое, история возникновения, особенности и техника росписи. Гжель. История промысла Подготовить сообщение на тему гжель

Книга "Искусство Гжели"
Издательство "Советская Россия", 1985г.
Глава I "Гжель из истории промысла"
автор составитель -Нелли Александровна Якимчук
фотосъёмка - В.И. Почаева

Гжельское искусство сегодня - яркое и самобытное явление нашей социалистической культуры. Советский период - важнейший этап в жизни старейшего промысла, прошедшего сложный путь развития - от полного застоя и забвения в предреволюционные годы - до славы и всенародного признания в наши дни.

Фарфор Гжели, украшенный нарядной синей росписью, любим не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами, он с успехом демонстрируется на отечественных и зарубежных выставках, поставляется на экспорт многим иностранным фирмам.

Чем же ценна современная „гжель", не отличающаяся особенною белизною, тонкостью и ярким многоцветьем? Значение гжельского искусства в его юности к нашей действительности, в его декоративности, рукотворности, узнаваемости и неповторимости образов, общем жизнеутверждающем характере.

За годы Советской власти произошло, по существу, новое рождение промысла. Создание прочных основ современного искусства Гжели было бы невозможно без богатейшего традиционного наследия, накопленного веками многими поколениями талантливых мастеров-керамистов.

Современная Гжель, как и много лет назад, специализируется на производстве керамики, выпуская художественный фарфор, майоликовые изделия из красной глины.

Производственное объединение „Гжель", созданное в 1972 году на базе Трошковского гончарного завода, Турыгинского фарфорового завода, керамических предприятий в деревнях Фенино, Коломино, Жирово, продолжает и развивает старые народные традиции знаменитой гжельской керамики.

Чтобы глубже проникнуть в суть современного искусства Гжели, обратимся к истокам гжельского промысла.

Гжель - довольно большой район бывших Бронницкого и Богородского уездов Сосковской губернии, находящийся в 60 км юго-восточнее Москвы. Он охватывает около 30 деревень, расположенных вдоль известного в прошлом на Руси Косимовского тракта, соединявшего Москву с заокскими плодородными землями. Название район получил от деревни Гжель, занимающей центральную часть его.

В этой старинной подмосковной волости, известной с XIV века, издавна сложились условия для возникновения гончарного ремесла: скудость плодородных земель, обилие лесов и небольших речек, близость к Москве как рынку сбыта, наличие высококачественных глин. Последнее обстоятельство было главной причиной, спасшей местных крестьян от крепостной зависимости.

На протяжении веков Гжель была то удельной, то „государевой" вотчиной, поставлявшей сырье для „дела алхимической посуды" в царскую аптеку, снабжала глиной, черепицей, кирпичом, гончарной посудой многие города и районы страны.

Существенный скачок в развитии керамического производства Гжели произошел во второй половине XVIII века и был связан с деятельностью первой русской керамической фабрики московского купца Афанасия Гребенщикова. Тесные связи А. Гребенщикова с Гжелью, откуда он возил глину и нанимал рабочих, способствовали проникновению в подмосковный гончарный район майолики.

Со второй половины XVIII века майоликой постепенно овладела вся Гжель, гжельские мастера, многому научившиеся на заводе А.Гребенщикова, усовершенствовали и развили майоликовое производство, сделав его народным достоянием. Именно в этот период складывается национальный характер русской керамической росписи, получивший дальнейшее развитие в декорировании фарфора и фаянса IX века, а затем советского фарфора, в том числе и гжельского. Ассортимент гжельской майолики был разнообразен: столовые сервизы, декоративные блюда, миски, кувшины, чернильницы, цветочные горшки, игрушки и другое.

Необычной была форма высоких сосудов с дисковидным туловом - кумганов и квасников, сложившаяся на основе форм чернолощеной и глазурованной посуды XVII - начала XVIII века. Глиняные фляги и кумганы того времени имели чеканный строгий силуэт, во многом подражали дорогой металлической посуде, в том числе и той, которая ввозилась с Востока.

Квасник. Последняя треть XVIII в.

Гжельские формы сосудов приобрели иной облик, сформировавшийся уже в новых условиях, под влиянием господствовавшего в городском "ученом" искусстве стиля барокко, - сдержанную статичную форму, мягкие очертания, изогнутый носик, ручку в виде стебля-завитка, на боковых стенках - рельефные украшения - раковины, на плечиках - обильную скульптуру.

Разнообразная гжельская посуда и произведения мелкой пластики украшались многоцветной росписью, иногда с надписями и датами, по белой эмали зеленой (окись меди), желтой (окись сурьмы), вишневой (окись марганца) и синей (окись кобальта) красками. Излюбленными были зеленый и желтый цвета. Зелень мягкого изумрудного тона особенно нравилась живописцам. Ею обычно сплошь закрашивались носики, ручки, края сосудов, борт тарелок и блюд. Эта краска играла активную роль и в самом рисунке, ложась легкими мазками на зелень деревьев и трав. Желтый цвет солнечного оттенка был также важным компонентом росписи, он располагался мелкими участками по всему рисунку, заполняя собой многие элементы орнамента или живописного изображения, - оперенье птиц, гривы львов, крыши и окна домов и т. п.

Блюдо декоративное "Птица". Последняя треть XVIII в .

Вишневая краска, имевшая разные оттенки, от светлых до темных, почти черных тонов, как правило, служила для тонких графических росписей, а также для оконтуривания изображения. Кобальт наносился лишь в виде редких мазков, полосок, точек, скромно участвуя в общей тональности композиции.

Мотивами росписи служила родная природа и окружающий нас мир. Излюбленными были сказочные архитектурные пейзажи, невиданные цветы и травы, фантастические птицы и звери. Гжельская майоликовая роспись, эмоциональная и выразительная, наполнена живым образным началом. Под руками живописцев цветы и деревья растут, птицы летают, поют и т. д. Эти незамысловатые сюжеты являлись для народного мастера олицетворением земного счастья, гимном всему живому на земле.

Многие гжельские сосуды, в первую очередь квасники и кумганы, украшены скульптурой: фигурками крестьян в народной одежде, городских модников, влюбленных, сценами охоты. Эти декоративные украшения воспринимаются как самостоятельные.

Скульптура, выполнявшаяся отдельно от сосудов, отличается большей широтой образов. Перед нами проходят как бы ожившие сцены из крестьянской и городской жизни: крестьянка, везущая ребенка в санях, дерущиеся муж и жена, жена, стаскивающая с мужа сапог, франт на дрожках, солдат в треуголке, поп, служащий обедню, слепой с поводырем, мальчик, греющийся на солнце, и т.д. Фигурки, имевшие обобщенные, без детальной моделировки формы, украшались немногословной росписью.

Гжельская пластика покоряет непосредственностью, ясностью замысла, наивностью, искренностью в передаче образов.

С конца XVIII века все острее обнаруживался кризис майоликового производства Гжели. С каждым годом сокращался спрос на майолику, падали цены, затем выпуск ее прекратился. Причиной этого явился английский фаянс с белым тонким плотным черепком, декорированный пышными печатными рисунками, который стоил дешево и в больших количествах ввозился в Россию.

Сильным конкурентом гжельской майолики, довольно толстостенной и грубой, был также отечественный фаянс и фарфор.

Супник. Начало XIX в.

С наступлением неблагоприятных производственных и экономических условий стал стремительно падать уровень мастерства в гжельской керамике. На рубеже с XIX века в выпускавшейся продукции преобладали формы кувшинов, а также в виде двуглавых орлов, украшенные грубой, небрежной росписью, своим художественным качествам продукция Гжели вскоре снизошла до уровня ремесленной.

В тот же период в Гжели начали производить полуфаянс, который явился сходным материалом от майолики к тонкому фаянсу. Он изготавливался из светлой глины, но был еще массивен и толстоват. Из полуфаянса выполнялись паны, кувшины, миски, блюда, тарели, рукомои, солоницы, чернильницы, свечники, предметы чайной и столовой посуды. Полуфаянс украшался синей подглазурной росписью растительно-геометризованного характера, наносимой кистью сочными, свободными мазками в сочетании с тонким графическим рисунком.

Гжельцы постепенно перешли от изобразительности, от конкретных мотвов и образов на орнаментальный декоративный язык, в чем, безусловно, сказалось влияние профессионального "ученого" искусства с его увлечением символикой, орнаментикой стиля ампир и неоклассицизма.

Роспись располагалась на поверхности изделий плоскостно, часто по принципу зеркального отражения в виде гирлянд, бордюров, поясков, в несколько ярусов, в разном соотношении и масштабе - все это создавало впечатление неповторимости каждого сосуда.

Мастера бережно относились к белому фону полуфаянса, игравшему роль второго цвета наравне с кобальтом. Гжельцы черпали сюжеты из живой природы. Среди мотивов орнамента легко угадываются листья дуба, папоротника, березы, лепестки и цветы ромашки, трилистника. Но роспись достаточно условна, разна, декоративна.

Орнаментика полуфаянсовой росписи носит подлинно народный характер, в ней живая экспрессия, динамичный рисунок, упругие напряженные линии и нет вялых текучих форм.

Наряду с производством полуфаянса в начале XIX века Гжель освоила тонкий фаянс и фарфор, выпуском которых занимались как многочисленные мелкие крестьянские заводы, так и крупные предприятия богатых купцов, выходцев из крестьян: братьев Кузнецовых, Барминых, Тереховых и Киселева и других.

Особый интерес представляет продукция небольших гжельских фабрик Храпунова, Новых, Гулиных, Жадиных, Мордашовых и многих безвестных заведений. Несмотря на малые размеры производства, явные просчеты в технологии (толстый черепок, деформация, неровность глазури, низкое качество золота и прочее), эти заводы имели широкий ассортимент посуды и скульптуры, разнообразные формы, чувствительные к моде, функциональные и очень пластичные.

В гжельском фарфоре - обилие форм не только сервизных, но и отдельных предметов: чайная и столовая посуда, вазы, чернильницы, солонки, туалетные риборы, блюда, масленки, флаконы, фляги, лампадки, подсвечники, кружки, кувшины, детские рожки для молока, подставки для яиц, упоры для книг и прочее. Они всегда удобны, пропорциональны, лаконичны, красивы по силуэту, порой простоваты и огрублены.

Фарфор Гжели XIX века многоцветен, в его декоре широко применялась надглазурная и подглазурная кистевая роспись, графическая роспись пером, золотом, люстрами. В фаянсе использовались рельефные украшения, цветные глазури, печатные рисунки, кистевая роспись. Таким образом, Гжель шагала в ногу со временем, применяя весь арсенал декоративных средств, употребляемых передовыми заводами страны и за рубежом.

Характеристика гжельского фарфора XIX века будет неполной и не даст возможности всесторонне оценить советский период в жизни промысла, если не коснуться еще одной стороны творчества народных мастеров фарфоровой скульптуры, отличающейся высокими художественными достоинствами. Решенные в реалистической манере, они скупы по пластике, обобщенные и немногословные. Дополненные яркой многоцветной росписью, фигурки впечатляют точностью характеристик персонажей, злободневностью тематики, увлеченностью бытовым жанром, наличием сюжетов, в частности мифологических, подражающих фарфору крупных заводов: "Гувернер с барчуком", "Служанка, моющая ноги барыне", "Ученик парикмахера", "Самсон, раздирающий пасть льву" и т. п. Искусство гжельской фарфоровой пластики XIX века, как правило, безымянно, на изделиях нет марок владельцев, но известность ее удивительна. Эти фигурки, как народные лубочные картинки, искренние, правдивые, доходчивые, доступные по цене, были очень популярны в самых широких слоях тогдашней России.

Гжельский фарфор XIX века - третий огромный "пласт" в истории русской керамики - после майолики и полуфаянса, ставший неиссякаемой сокровищницей народного искусства наравне с Хохломой, Жостовом, Богородском.

Кумган. Вторая четверть XIX в.

В конце XIX века Гжель переживала период упадка. В керамической отрасли страны все большие позиции завоевывают крупные фирмы: Корниловых в Петербурге, Кузнецовых в Твери, Будах, Риге и т. д. Не выдерживая конкуренции, закрывались мелкие, средние и даже крупные заводы Гжели, Гарднера, Попова, Ауэрбаха. Гжель потеряла значение ведущего керамического района, где в середине XIX века сосредоточивалось более половины всех производств. На рубеже XX века в Гжели были ликвидированы почти все заводы. Это объяснялось общим глубоким экономическим кризисом в стране.

После революции молодому Советскому государству пришлось заново восстанавливать многие отрасли промышленности, в том числе и промыслы Гжели.

Примечание:
1. См.: Салтыков А.Б. Избр. труды. М„ 1962, с. 203.
2. Подробные сведения о заводе А. Гребенщикова имеются в кн.: Салтыков А. Б. Первый русский керамический завод. М., 1952.
3. К началу XIX века в России успешно действовали Императорский фарфоровый и Казенный фаянсовые заводы в Петербурге, завод Гарднера под Москвой, Межигорская казеннаяфаянсовая фабрика и другие.
4. Люстр - надглазурная краска с металлическим блеском.

ГЖЕЛЬ. История промысла

Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.

В районе Гжели, начиная с XVII века, широко велась добыча глины. Местная глина высоко ценилась и считалась одной из лучших. В 1663 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о добыче в гжельской волости глины для изготовления медицинских сосудов.

История промысла в Гжели начинается с XVIII века. Ассортимент изделий гжельских мастеров был очень велик: посуда, кирпич, изразцы и даже детские игрушки. Всем этим Гжель снабжала Москву. Одних только глиняных игрушек мастера изготавливали сотни тысяч в год. Спрос на изделия был велик.

Каждый мастер владел своей манерой росписи, и в изделии отображалось его представление об окружающем мире. На промысел также большое влияние оказывали вкусы покупателей. В середине XVIII века гончарное дело в России начинает бурно развиваться, но составить конкуренцию гжельским мастерам никому не удается.

Наивысшего исторического расцвета гжельский промысел достиг в конце XVIII века. В это время особого мастерства достигли умельцы, изготавливающие кувшины, кумганы и квасники. Мастер должен был обладать большим терпением и высокими навыками росписи, так как она делалась по еще не обожжённому изделию, которое было покрыто белой эмалью. Помимо посуды и глиняных игрушек в Гжели делали мелкую майоликовую пластику. Чаще всего это были сцены из повседневной жизни — солдаты, крестьянки, дамы и мужчины, занятые своими делами. Все было выполнено в простой и доходчивой, но очень выразительной форме.

Несколько десятилетий гжельские мастера также делали расписные печные и каминные изразцы. Историю промысла в Гжели можно проследить по сохранившимся образцам. Изделия гжельских мастеров представлены в крупнейших музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

Предметы кухонной утвари - кувшины, кружки, квасники, большие тарелки, мастера расписывали цветами, птицами, деревьями и сооружениями архитектуры. В рисунках чувствуется отличное понимание их декоративного предназначения. Для росписи использовали синие, зеленые, желтые цвета в коричневых контурах. Посуда, сделанная и расписанная гжельскими мастерами, обязательно дополнялась фигурками животных или людей. Кувшины, кумганы, чайники становились частью сюжетной композиции. Ручка такого кувшина могла быть выполнена в форме ветки, а носик в форме головы птицы. Искать сходства каждого элемента подобной композиции с реальностью не было смысла, так как мастер воплощал в них свое видение мира.

В 1802 году возле села Минино нашли светлую глину, после чего в этом регионе началось производство полуфаянса. Из него делали кувшины и квасники. Однако эти изделия выглядели грубо и были недолговечны из-за хрупкости материала. Со второй половины двадцатых годов XIX века в гжельской росписи стали преобладать синие краски.

В начале XIX века в Бронницком уезде была найдена белая глина, пригодная для изготовления фарфора, после чего в селе Володино был построен первый фарфоровый завод. Основатель этого завода, Павел Куликов, познавал секреты производства фарфоровых изделий на заводе в деревне Перово. По свидетельствам, для того, чтобы сохранить технологию фарфора в тайне, производством Куликов занимался сам, прибегая к помощи двух гончаров и одного рабочего. С этого небольшого предприятия стало развиваться производство фарфора в Гжели.

В 1812 году уже работает двадцать пять заводов по выпуску фарфоровой посуды. Заводы Лаптевых и Иванова в деревне Кузяево пользуются особой популярностью. Многие мастера оставляли свое клеймо или подпись на изделиях, так до нас дошли фамилии мастеров Кокуна, Срослея, Гусятникова. Из фарфора на заводах производили игрушки в форме птиц и животных, а так же статуэтки со сценами русского быта. Изделия покрывались белой глазурью, на которую наносился рисунок. Мастера по росписи использовали синюю, жёлтую, лиловую и коричневую краску, а рисунки были в народном стиле. Цветы, листья, трава - основные мотивы гжельской росписи.

Со временем спрос на фарфор увеличивался, что способствовало росту производства. Тем временем производство традиционной гжельской майолики сокращалось. Постепенно фарфор и фаянс стали основой гжельского промысла. Наступает время экономического расцвета Гжели, ремесленные мастерские становятся небольшими заводами.

Расширяется и ассортимент производимой продукции. Теперь наряду с кувшинами, кумганами и блюдами стали выпускать чашки, молочники, чайники, масленки, чернильницы и подсвечники. Все изделия продолжают расписывать многоцветными рисунками. Гжельские мастера дополняют столовые наборы сюжетными скульптурами. Несмотря на конкуренцию со стороны крупных фарфоровых заводов, продукция Гжели была востребована за счет сохранения в ней народного характера искусства и трогательной наивности изображения сюжетов окружающей жизни.

Начиная со второй половины XIX века, гжельская роспись приобретает сдержанный характер, теперь для нее используется только синий кобальт. Синий рисунок на белом фоне, усиленный золотыми контурами - новый этап развития искусства Гжели. Конец XIX века становится периодом наивысшего расцвета в истории гжельского промысла. В это время совершенствуются технологические процессы изготовления фаянса и фарфора. С середины XIX века фарфоровое производство Гжели сосредотачивается в руках братьев Кузнецовых. С приходом советской власти заводы национализировали, и производство пришло в упадок. Восстановление гжельского промысла началось лишь с середины XX века.

Изготавливаемые в этих краях превосходные изделия из фарфора, покрытые росписью на белом фоне, называют гжелью.

История возникновения гжели имеет глубокие корни. Первые письменные свидетельства о гжели были найдены в письменных изданиях за 1339 г . Данные источники являлись духовной грамотой, которая принадлежала Ивану Даниловичу Калите. По данным найденных источников Гжель считалась одной из прибыльных волостей и принадлежала великим московским князьям и царям.

Примерно в XVI в. мастера-гжельцы привозили в Москву оставшиеся запасы домашней , а в Яузскую слободу привозили гончарам глину . Иные мастера оставались работать в этих краях. А также любили они посещать и местные ярмарки. Именно на ярмарках они знакомились с живописными изделиями других мастеров России и других стран. Таким образом, и сформировался со временем так называемый гжельский крестьянский слой населения.

Примерно в 1800 в с. Володино, братья Куликовы обнаружили смесь беловой фаянсовой массы. В связи, с чем примерно в 1800-1804 гг.. здесь был открыт первый завод по производству фарфоровых изделий.
В 70 — 80 гг.. XVIII в. гжель становится российским центром изготовления высокохудожественной майолики.
Но помимо завода, существовало много и народных мастеров, которые с раннего утра до позднего вечера трудились в собственных мастерских, создавая истинные фарфоровые шедевры. Работа каждого мастера отличалась своеобразным гжельским почерком, накопленным опытом и знаниями, собственным кругозором и мировоззрением.

В середине XVIII в. гжельские фарфоровые изделия стали приобретать популярность практически во всех уголках России . А конец XVIII в. ознаменовался расцветом гжельской майолики; большую известность получили такие изделия местных мастеров, как кувшины, квасники, кумганы. Привлекает внимание и изготавливаемая в те времена гжельская и майоликовая посуда с изображением не только пейзажей природы, но и с изображением людей, а также юмористических жизненных сюжетов.

В течение столетий мастера-гжельцы создавали непревзойденные по красоте росписи и изразцы для украшения печей и каминов. Более 500 образцов росписей насчитывает богатая коллекция Эрмитажа.
В конце XVIII в. и в течение XIX в. получило бурное развитие и изготовление простого фаянса или так называемого полуфаянса.

А классическим цветом фаянса стал считаться синий цвет . Именно росписи синим цветом, пришли на смену контурным изображениям с полихромной краской. Оказывается, синяя краска прекрасно соединяется с глазурью в отличие от других видов краски, а при обжиге уменьшается степень выхода брака. Сияющий насыщенный цвет способен сохранить красоту и изыск росписи на долгие годы.

Первое Гжельское Товарищество было образовано в 1972 г. в процессе объединения 6 малых цехов.
Ассортимент керамических фарфоровых изделий весьма разнообразен: фарфоровая майоликовая посуда, фарфоровые игрушки, израцы и плитки, фарфоровые сосуды, фарфоровые статуэтки и т. д.

И пo сeй день, гжельские умельцы продолжают создавать превосходные художественные шедевры из фарфора . Используя опыт наших предков, и вкладывая собственный труд, мастера создают неподражаемые изделия фарфорового искусства, стирая временную грань столетий.

Истинным богатством народа является культура: ценности, которые можно назвать традициями, творчеством, народным искусством. Они всегда будут истоками современной культуры – колористика и дизайн, декоративное урбанистическое оформление и бытовое всегда черпают идеи из народного искусства. Русская гжель: история возникновения промысла, развитие ремесла, особенности об это вы узнаете из нашей статьи.

Как появилась гжель? Зарождение

Если отъехать 60 км от Москвы, вы окажетесь в Раменском районе. В его составе 27 деревень, объединенных в единый гжельский культурный район. Одна из деревень так и называется – Гжель. И предприятие, находящееся на той же территории, носит одноименное название. Благодаря предприятию не просто сохранилась, она продолжает существовать и развиваться.

Деревни занимающиеся ремеслом Гжели

А началось все много столетий назад. Историю народного искусства, прославившегося на весь мир, принято отсчитывать с 1339 года. В письменных изданиях, датируемых этим годом, встретили исследователи первую информацию о гжели. Так же из духовной грамоты Ивана Калиты следует, что Гжель была прибыльной волостью, и владели ею высшие чины Отечества. Но ясно исследователем и то, что гжельские поселения существовали уже в 11 веке, и местные жители активно занимались .

Получается, что истинный возраст промысла неизвестен. Но как минимум 700 лет гжельские мастера работают над созданием , статуэток, различных . Вся работа ведется строго вручную, машинной росписи нет.
Гжель – история возникновения промысла (конспективно):

  • 11-13 века. В старинном подмосковном районе, который и назывался Гжель, местным жителям не удавалось добиться успехов в земледелии. Пахари трудились день и ночь, но земля так и не становилась поистине кормилицей. А все из-за того, что вместо чернозема здесь были залежи высококачественной белой глины. Нашли это богатое место аптекари, посуду из ценной белой глины они использовали в своих медицинских нуждах.
  • Начало 14 столетия. Умельцы, живущие в районе реки Гжелки, освоили гончарное ремесло. Речь не идет еще о бренде с мировой известностью, гжельском фарфоре, но изделия в конкурентной среде того времени были знамениты на всю округу.
  • Начало 18 века. Большая слава приходит к региональному промыслу. И хоть мелкие кустарные артели быстро превращаются в большие предприятия, развитие промысла не ведет к механизации росписи: изделия по-прежнему расписывают вручную.
  • 1972 год. Появляется Первое Гжельское Товарищество (в него вошли 6 малых цехов). Народный промысел продолжает развиваться и сегодня. Гжель не осталась в ранге самобытного творчества предков, она существует как отдельное направление росписи, узнаваемое и востребованное.

Те, кто никогда не видел изящного гжельского фарфора (а такие есть), наверняка видели картинки с принтом в гжельском стиле, наряды с узнаваемыми сине-белыми элементами, и даже пластиковую посуду.

Развитие ремесла

Как именно происходило возникновение ремесла, точно неизвестно. Но вот история его развития обретает более ясные черты. Известно, что в 16 столетии мастера из Гжели привозили в Москву запасы посуды, в Яузскую же слободу гончарам привозили глину. Любили гжельские умельцы посещать местные ярмарки, там они знакомились с и мастеров из других регионов страны.

Некоторые искусствоведы считают, что пик развития гжели и происхождение особого ее направления можно связать с 70-80-ыми годами 18 века. Тогда городок стал российским центром производства высокохудожественной . Но особенность промысла в том, что не только завод продвигал декоративно-прикладное искусство, много народных умельцев оттачивали в домашних мастерских.

Кувшины, квасники и кумганы местных мастеров активно раскупались. Посуду делали как с изображением пейзажей, так и с изображением людей. Любили гжельские умельцы делать посуду и с юмористическими сюжетами.

Поворотное событие в истории гжели случилось в 1800 году. Братьям Куликовым из села Володино удалось обнаружить смесь белой фаянсовой массы. И реакция на находку была скорой: уже через год-другой (точной даты нет) здесь открылся завод по производству изделий из фарфора. Классическим цветом фаянса начала считаться синий: он пришел на замену контурным изображениям с полихромной краской. А дело в элементарной практичности – синий цвет чаще стал появляться на изделиях мастеров, так как имел прекрасное соединение с глазурью.

Другие краски при обжиге давали больше брака. Можно было бы придумать легенду о выборе синей цветовой доминанты, но о том, как появилась «та самая гжель», рассказать без этого прозаического исторического факта не получится.

Несмотря на впечатляющую популярность и востребованность, гжель как искусство могла исчезнуть. Если в конце 18 века над росписью трудились мастера 50 фабрик, то через столетие промысел оказался на грани исчезновения. Промышленный поворот привел к тому, что ручная формовка и роспись стали невостребованными. Предприятия ради экономической выгоды перешли на производство технического фарфора. Секреты техники гжели начали теряться.

И первая половина 20 века с разрухой, войнами, голодом, репрессиями никак не помогали восстановлению старинного ремесла. Для гжели история промысла могла так и закончиться, но в середине прошлого столетия случилось чудо.

Гжельская роспись сегодня

А иначе как чудом не назовешь тот факт, что в конце 40-х лет 20 века два подвижника, Н. Бессарабов и А. Салтыков, взяли за основу старые образцы и возродили приемы росписи, которые фактически считались утраченными. Те самые фарфоровые изделия с кобальтовой подглазурной росписью, узнаваемые и ассоциирующиеся в мире со словом gzhel, отстояли у истории два человека.
А вслед за ними возрождать промысел бросилась плеяда выдающихся художников: Дунашова, Азарова, Окулова – имена, известные тем, кто работает в технике гжельской росписи.

Поклонников ментально близкой каждому русскому человеку росписи сегодня радует Гжельский фарфоровый завод. Посуда, вазы, подсвечники, шкатулки, камины, люстры, чайники – это небольшая часть продукции, которую поставляет завод. Примечательно, что работают гжельские династии: старший в роду приобщал к росписи младшего, и так становилось для человека линией жизни.

Гжель, происхождение которой уходит в 11-13 век, по праву считается национальным достоянием России. Синее небо, белые церкви, золотые купола церквей (современная гжель часто использует золочение) – это понятный русскому человеку визуальный культурный код. А тонкому гжельскому «мазку с тенями» трудно подобрать аналог, мазок помог раскрыть тонкие градации синего цвета.

Следующие страницы истории русского промысла могут быть не менее яркими – ручное творчество возрастает в цене, а возвращение к истокам становится личной ценностью.

Вконтакте

Русский народ славится своим творчеством. Среди всего многообразия направлений и промыслов особое место занимает гжельская роспись. Рисунки на керамике в этом неподражаемом стиле снискали всемирную известность. В чем же секреты этого волшебного искусства?

Что такое роспись гжель?

Восточнее Москвы, на берегах реки Гжелки, расположилось село с похожим названием. Выясняя, почему роспись называется гжель, заметим что само слово произошло от глагола «жечь». Изначально изделия называли термином «жгель». Гжель показалось кому-то более благозвучным, и буквы в названии переставили. Эти рисунки по керамике невозможно ни с чем спутать. Все оттенки синего и голубого цветов на белом фоне создают неповторимый орнамент. Техника росписи по фарфору примечательна цветочными и растительными мотивами, а также сценами из сельской жизни.

История гжельской росписи

Живопись «гжельская роспись» по глиняным изделиям имеет богатейшую историю. Более 700 лет назад появился этот знаменитый вид творчества. Земли в окрестностях богаты залежами белой глины. На них плохо было выращивать хлеб, зато они давали хорошее сырье для производства керамики. Доказанный исторический факт говорит о том, что поселившиеся тут люди начали ремесленниками еще в 11 веке.

Об этом творчестве упоминает московский царь Калита в завещании, изданном в 1328 году. Затем сам Иван Грозный говорит об этих великолепных рисунках в своих грамотах. Развитие промысел получил в 17 веке, когда глиняная утварь стала поставляться в столицу. Тогда это были в основном изделия для аптекарского дела и разного рода мелкие поделки. Постепенно мастера освоили выпуск кухонной посуды. В 19 веке было налажено производство полуфаянса, а к концу столетия народный промысел гжель стал изготавливать фарфор и тонкий фаянс.

Гжель особенности росписи

Стилистика работ настолько ярко выражена, что она с успехом применяется в интерьере дома, в вышивке и одежде. Характеристики присущие орнаментальной росписи гжель:

  • исключительно ручная работа;
  • неизменно белый фон (исключение – зеркальные работы, где основа темно-синяя);
  • узоры и орнаменты составлены смешением синего и белого цветов;
  • цветовые переходы отличаются резкостью;
  • выдерживание строгой последовательности оттенков;
  • предмет и его декор составляют цельную композицию;
  • элементы позолоты подчеркивают сине-кобальтовый колорит.

Чем выполняется роспись гжели

Основными инструментами и материалами, которые искусство гжель использует в производстве своих творений, являются оксид кобальта, глазурь, шпатели и кисти различного размера и вида. Изначально химический реагент, применяемый в качестве основной краски, имеет черный цвет. Однако, в процессе обжига меняет его на синий. В зависимости от степени концентрации получаются разнообразные оттенки.

Инструментальный состав дополняет стеклянная палитра, где художник смешивает краски, добиваясь нужного колорита. Готовый рисунок покрывается глазурью белого цвета. Далее изделие подвергают обжигу. Молочная глазурь становится прозрачной. Гжельская роспись предусматривает зеркальный прием: по глухому кобальтовому тону наносится композиция рисунка белой краской. Создается 3D эффект морозных белоснежных узоров.

Роспись гжель основные цвета

Традиционно рисунки гжель выполняются только оттенками синего. В этой особенности заключается изумительное мастерство художников: при помощи одного колера показать всю палитру мира. Перечень цветов не очень длинный:

  • фоновый цвет фарфора – белый;
  • разнообразные оттенки от бледно-голубого до насыщенного ярко-синего;
  • темный кобальтовый;
  • белый цвет росписи на синем фоне в приеме зеркальной проекции;
  • золотой или платиновый декор.

Приемы росписи гжели

Применяются сложные способы нанесения краски, так как гжель – это роспись ручной работы кистями по обожженному фарфору. Современная техника отличается от той, что применяли раньше. Древние мастера писали сюжеты «с листа». Они придумывали рисунок по ходу росписи, обогащая его новыми компонентами. Сейчас весь сюжет составляется заранее и потом наносится без значительных изменений. Основные приемы подразделяются в зависимости от:

  • направлений наносимых линий;
  • положения кисти при рисовании;
  • длины ворса применяемого инструмента.

Базовая техника росписи состоит из нескольких приемов:

  1. Ситчик . Мелкие детали прорисовываются концом длинного ворса кисти.
  2. Китайский мазок . На широкую кисть берут два оттенка и непрерывно пишут рисунок до уменьшения насыщенности.
  3. Мазок с тенью . В этом случае синий цвет на кисти имеет оттенок гуще, а белый образует узкую полоску. Роспись гжель в этом случае получает «тень».

Элементы гжельской росписи

Народ в своем творчестве отражает сюжеты окружающей действительности. Элементы росписи гжель имеют ярко выраженные сюжеты:

    1. Растительные . Классический стилизованный вид растений с четко прорисованными деталями.

    1. Животные в основном представлены пернатыми .

    1. Орнаментальная стилистика . Узоры наносятся в виде сеток: «капли», «усики», «гребенки», «травинки» и другое. Типично по кромке досок с росписью гжель пускают «шашечки»

    1. Сюжетные композиции . Типичные рисунки из жизни народа: ярмарки, зимние катания на тройках, крестьянские избы, церкви, тематика современности.

Гжель техника росписи

Вся процедура разбивается на отдельные стадии. Этапы росписи гжель – нанесение мазков кистью один за другим, так чтобы цветовой переход четко менял полутона от светлого к темному. Движение производится от центра к краю. Возможен вариант обратного убывания цвета: от темного центра к светлому краю. Контрастные переходы могут чередоваться с постепенной тушевкой. Играют роль следующие нюансы:

  • плотность и ширина наносимого кистью мазка;
  • направление движения ворса;
  • толщина краски на инструменте художника.

Основные стадии освоения техники:

  1. Синюю и белую капли осторожно стягивают друг к другу для получения оттенков. Аккуратными движениями растушевывают полутона.
  2. Освоение гжельской росписи включает изучение простого мазка – это перемещение кисти перпендикулярно ворсу.
  3. Можно разучить технику рисования волны. Попеременно распределяют усилие нажатием с основания к окончанию инструмента и поворачивают его на 180°.
  4. Капли рисуются быстрым убиранием кисти с поверхности изображения, предварительно нажав основанием и поставив точку.

Как сделать трафарет для росписи под гжель?

Создать гжелевый рисунок можно не только на фарфоре. Мотивы этого творчества великолепно смотрятся на разных поверхностях и предметах. Для создания трафарета понадобится:

  • лист бумаги формата А4;
  • краска гуашь;
  • кисти номерами 1,2,3,6,8;
  • шпатель, палитра;
  • вода.

В качестве примера можно рассмотреть роспись тарелки гжель, изображение птицы:

  1. На палитре шпателем размешать краску.
  2. Кисть №8 окунуть в разведенную гуашь, чтобы одной стороной взять больше красящего вещества.
  3. Прислонив мизинец к листу, сделать серпообразный мазок. Он изображает туловище.
  4. Каплевидной техникой и короткими мазками рисуются бедра и начала крыльев.
  5. Волнообразными движениями формируют хвост.
  6. №3 делать обводку крыльев темным оттенком.
  7. Кистью №1 прорисовывают мелкие детали.
  8. Эскиз переносят с бумаги на предмет.

Роспись гжель изделия

Разнообразие майолики этого промысла поражает, но традиционным стилем остается бело-голубой рисунок. «Синью России» называют в народе творения мастеров гжели. Продукция представлена несколькими направлениями:

    • лубочная (например, роспись матрешки гжель);

    • цветная надглазурная (самый старинный вид);

    • глухой кобальт (на темном фоне белая с золотым роспись);

    • фарфор костяного и белого цвета (разнообразная посуда в голубых тонах с глянцевым блеском и сверкающей позолотой).